Смартфоны рассказали о психологических особенностях владельцев

Ученые разработали приложение, позволяющее составить психологический портрет человека по тому, как он пользуется своим смартфоном.
Смартфоны рассказали о психологических особенностях владельцев
Martin Vorel / Libreshot.com

«Цифровой след» — данные, которые все мы оставляем, пользуясь интернетом и различными устройствами — интересен не только крупным компаниям, но и ученым. Международная научная группа под руководством психолога Маркуса Бюнера из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана решила выяснить, можно ли выявить психологические особенности человека по самым простым данным о его поведении во время использования смартфона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В эксперименте участвовали 624 добровольца, которые, заполнив сначала объемные психологические опросники, установили затем на 30 дней свои смартфоны специально разработанное приложение. Приложение собирало и отправляло авторам исследования данные о времени, частоте и особенностях использования смартфона, и прежде всего о коммуникативном и социальном поведении, звонках, прослушивании музыки, использовании приложений и передвижениях. Затем данные из опросников и приложения были предоставлены для анализа искусственному интеллекту, обученному выявлять поведенческие и психологические особенности личности.

Внимание ученых было сосредоточено на пяти основных личностных характеристиках, используемых в психологии (так называемая «большая пятерка»): открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и нейротизм или же эмоциональная стабильность. В результате проведенного ИИ анализа удалось выявить основные поведенческие особенности во время использования смартфона, которые связаны с теми или иными личностными характеристиками — например, коммуникативная и социальная активность позволяет оценить уровень экстраверсии, а время и дневные ритмы использования смартфона достаточно много говорят о добросовестности владельца. Однако некоторые характеристики, и в частности открытость опыту, удалось определить только с помощью комбинированного анализа различных данных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате ученые смогли полностью утвердительно ответить на вопрос, который они ставили перед собой в начале эксперимента. «Да, мы можем автоматически извлекать из этих данных выводы о личности пользователя, по крайней мере в том, что касается основных характеристик», — говорит участвовавший в работе научной группы Клеменс Штахль из Стэнфордского университета.

Авторы исследования уверены, что полученный ими результат имеет большое значение, и прежде всего в качестве возможного нового инструмента психологических исследований — до сих пор основным источником данных для психологов являются опросники, в которых люди далеко не всегда сообщают полную и достоверную информацию о себе.