У собак обнаружили «внутренний компас»

Чешские биологи в ходе эксперимента выяснили, что собаки способны ориентироваться по магнитному полю Земли.
У собак обнаружили «внутренний компас»
Kateřina Benediktová et al.

Известно достаточно много историй о том, как собаки возвращались домой, преодолевая значительные расстояния. Несколько лет назад, например, пастушья овчарка по кличке Перо за 12 дней проделала путь почти в 400 километров, вернувшись на свою родную ферму в Уэльсе. Однако ученые до сих пор до конца не понимают, как именно происходит ориентирование в подобных случаях.

Чешские исследователи решили внести свой вклад в изучение собачьего «компаса» и провели эксперимент с участием 27 представителей охотничьих пород. Всех их снабдили датчиками GPS и экшн-камерами, а затем отправились с ними на прогулку в лес, откуда псы должны были уже самостоятельно найти обратную дорогу домой. Эксперимент был достаточно масштабным: в общей сложности было проделано более 600 попыток в 62 разных местах в течение трех лет.

Собаки успешно возвращались домой, но, как выяснилось, использовали при этом две различные стратегии. Первая, наиболее популярная, заключалась в следовании обратно по тому же пути, по которому они пришли в лес. Эту стратегию, использованную собаками в почти в 60% случаев, ученые обозначили как «трекинг».

Однако в трети случаев животные выбирали совсем другую дорогу, и свой путь в этом случае они начинали с короткой, примерно в 20 метров, пробежки вдоль геомагнитной оси север-юг — вне зависимости от того, в каком направлении находился дом. Причем собаки, выбравшие данную, получившую обозначение «разведка», стратегию, бежали обратно быстрее, чем те, кто возвращался домой по уже известному пути.

Проведя детальный анализ и приняв во внимание самые различные факторы, которые способны повлиять на выбор пути, авторы исследования пришли к выводу, что во втором случае собаки ориентировались по геомагнитному полю, а в ходе короткой пробежки они сопоставляли свою ментальную «карту» с внутренним «компасом», определяя таким образом направление, в котором необходимо двигаться.