Генетический анализ показал, что первыми Америку открыли полинезийцы

Ученые нашли убедительные доказательства контакта между коренными американцами и полинезийцами, который произошел за пару столетий до открытия Америки Колумбом.
Генетический анализ показал, что первыми Америку открыли полинезийцы

Ученые из Медицинского центра Стэнфордского университета провели убедительное генетическое исследование, которое подтвердило факт глубокого личного общения коренных американцев из района современной Колумбии и полинезийцев с островов в Тихом океане. Доказательство, разрешающее многолетний спор историков и археологов, опубликовано в журнале Nature.

Команда ученых под руководством Александра Иоаннидиса, доктора философских наук в Стэнфорде, отправилась в Колумбию, а затем во Французскую Полинезию, чтобы найти коренное население и взять образцы генетического материала. Исследователи надеялись обнаружить общие сегменты ДНК, указывающие на близкий контакт народов в далеком прошлом.

Перед тем, как собирать образцы, ученые разъяснили цель исследования индейцам и полинезийцам, оценили их интерес к участию и дождались согласия. Затем команда взяла образцы слюны у 807 участников на 17 полинезийских островах и в 15 индейских группах вдоль тихоокеанского побережья Северной и Южной Америки от Мексики до Чили.

«Мы обнаружили идентичные по происхождению сегменты индейского происхождения на нескольких полинезийских островах», — сообщил Иоаннидис. Это означает, что полинезийцы и коренные американцы в какой-то момент истории встретились и успели настолько сблизиться, что на свет появились дети с индейской и полинезийской ДНК. Статистический анализ подтвердил, что встреча произошла примерно в XII-XIII веках. Америка была открыта европейцами в XV веке, а Франция колонизировала полинезию лишь в XIX веке.

Исследователи полагают, что полинезийцы высадились на территории нынешней Колумбии и подружились с местным населением. Противоположный вариант, при котором индейцы заблудились в океане и пристали к Полинезийским островам, чтобы оставить на память парочку своих генов, менее вероятен.

Ученые из Стэнфорда не первые из тех, кто попытался восстановить и, в данном случае, переписать ход истории. На знакомство предков двух культур указывали общие признаки в их обиходе. И коренные американцы, и полинезийцы выращивали сладкий картофель до контакта с европейцами. Название растения при этом звучит почти одинаково на обоих языках. К сожалению, генетический анализ картофеля, который проводили ранее другие исследовательские группы, дал весьма расплывчатый результат. Гипотезу не смог подтвердить и генетический анализ костей коренных американцев и полинезийцев. Древние образцы ДНК деградируют, и данных для поиска общих сегментов было недостаточно.

Масштабное исследование Стэнфордских ученых, наконец, разрешило давний спор и убедило противников теории «контакта» в том, что несмотря на тысячи километров, разделяющих две культуры, они все-таки встречались. Результаты помогли восстановить корни предков и лучше понять, как сформировалось разнообразие этих популяций. Авторы работы рады, что такая наука как генетика может играть решающую роль в важных и принципиальных вопросах истории.