Тысячи лет назад, когда уровень моря был почти на сотню метров ниже нынешнего, на побережье Австралии обитала цивилизация, оставившая после себя затопленные стоянки.
На дне океана в Австралии найдены следы древней цивилизации

На протяжении большей части человеческой истории уровень моря на территории современной Австралии был значительно ниже текущего. Там, где когда-то была суша, жили люди — но археологам долгое время оставалось лишь гадать, что представляла собой их культура. Однако в исследовании, недавно опубликованном на портале PLOS ONE, ученые рассказали о первых затопленных древних руинах, которые ученым повезло исследовать на морском дне в водах западной Австралии.

Считается, что первые люди прибыли в Австралию 65 000 лет назад. Согласно геологической экспертизе, тогда уровень моря был на целых 80 метров ниже того, что мы наблюдаем сейчас. По мере охлаждения Земли он продолжал падать, и в пик последнего ледникового периода (примерно 20 000 лет назад) он достиг рекордной отметки — на 130 метров ниже современного!

Однако в промежутке от 18 000 до 8000 лет назад планета начала постепенно прогреваться. Таяние ледников спровоцировало повышение уровня моря. Так, 11 000 лет назад от материка оказалась отрезана Тасмания, а спустя 3000 лет изолированной оказалась и Новая Гвинея. В результате 2 120 000 квадратных километров земли на континентальном шельфе, окружающему Австралию, оказались под водой. А вместе с ними ушли под воду и все свидетельства древних цивилизаций.

Локация, на которой работали ученые - архипелаг Адмпир Copernicus Sentinel Data and Geoscience Australia Локация, на которой работали ученые — архипелаг Дампир

Последние четыре года проект Deep History of Sea Country методично исследовал западную часть материка на предмет утраченного культурного наследия. В результате в районе архипелага Дампир исследователи обнаружили два подводных археологических памятника.

Первый, на мысе Брюгье, включает в себя сотни каменных артефактов, обнаруженные на морском дне на глубине до 2,4 метра. На втором участке, в проходе «Летучая пена», экспедиция обнаружила следы человеческой деятельности, связанной с погруженным пресноводным источником на глубине 14 метров ниже уровня моря. Среди находок был подтвержден как минимум один инструмент для резки камня, изготовленный из материала, распространенного в данной местности.

Артефакты, добытые со дна океана John McCarthy, Chelsea Wiseman Артефакты, добытые со дна океана

Экологические данные и даты радиоуглеродного анализа показывают, что на момент затопления культурные элементы на этих участках должны были быть старше 7000 лет. Исследование доказало, что на морском дне в Австралии в самом деле существуют археологические памятники с предметами, принадлежащими древним народам, чей возраст исчисляется тысячелетиями.