Ученые выяснили истоки гендерного неравенства в коневодстве

Многие профессиональные наездники предпочитают меринов, а не кобыл, мотивируя это тем, что они «более предсказуемые». Но на самом деле каких-то поведенческих особенностей учеными не выявлено. Новое исследование пролило свет на истоки этого гендерного неравенства.
Ученые выяснили истоки гендерного неравенства в коневодстве
Sofie Zbořilová

Считается, что лошадь была одомашнена порядка 5500 лет назад. А до этого момента для человека это животное было источником пищи. При этом в ранней Евразии количество меринов превосходило численность кобыл. Но каких-то точных данных на этот счет не было.

Исследователи из Университета Колорадо во главе с палеогеномистом Энтони Фаджесом проанализировали ДНК 268 древних лошадей из разных районов Евразии, останки которых датируются от 40000 лет д.н.э. до 700 лет д.н.э. Оказалось, что самых древних останков примерно поровну, и этот паритет сохранялся примерно до начала второго тысячелетия до нашей эры. Примерно с этого времени начинается «неравенство». Ученые говорят, что останков жеребцов становится в три раза больше чем останков кобыл. Как похороненных, так и выброшенных в мусорные ямы.

Интерпретируя эти результаты, ученые говорят, что у людей в бронзовом веке произошел гендерный сдвиг в сторону мужчин. Роль мужчины в обществе стала заметно увеличиваться. И таким образом эта модель была перенесена и на лошадей. То есть — на превосходство самцов над самками. В тоже время исследователи считают, что возможно большее количество останков меринов свидетельствует, что они были «одноразовыми», а самок сохраняли для размножения. А места захоронений кобыл еще просто не были обнаружены.

По словам Тейлора, проведенное исследование говорит об очень важных изменениях, начиная с бронзового века и, возможно, даже сигнализирует о том моменте, когда люди начали выбирать лошадей по определенным признакам, как современные селекционеры.