Загадочную аномалию Бетельгейзе объяснили огромными солнечными пятнами

Последние месяцы огромная звезда Бетельгейзе ведет себя странно, резко потускнев по непонятной причине. Новое исследование утверждает, что виной тому весьма странные обстоятельства.
Загадочную аномалию Бетельгейзе объяснили огромными солнечными пятнами

Недавно мы уже писали о том, как знаменитый красный гигант Бетельгейзе привлек к себе внимание астрономов по всему миру благодаря необъяснимому падению яркости, аномальному для таких огромных космических тел. Эта красная сверхгигантская звезда отстоит от Земли примерно на 650 световых лет. Ее можно увидеть невооруженным глазом – это настоящая жемчужина созвездия Ориона. При массе в 11 Солнц ее диаметр в 1700 раз превышает диаметр нашей звезды. Если поместить Бетельгейзе в геометрический центр нашей системы, то ее поверхность будет проходить по границе орбиты Юпитера!

Ранее считалось, что основная причина того, что Бетельгейзе тускнеет, заключается в огромных газопылевых облаках, которые заслоняют ее от наблюдателей на Земле. Однако новое исследование, опубликованное в Astrophysical Journal Letters, связывает аномальное падение яркости звезды с гигантскими пятнами на ее фотосфере – той части поверхности, которая испускает яркий свет. Они напоминают солнечная пятна, но покрывают от 50% до 70% умирающей звезды.

От старой теории пришлось отказаться потому, что Бетельгейзе стала темнее на 20% даже в субмиллиметровом диапазоне. Основываясь на предыдущих наблюдениях, исследователи пришли к выводу, что это поведение не согласуется с наличием облаков пыли. Последующие расчеты в этом спектральном диапазоне подтвердили эти подозрения. Дело не в космическом мусоре, а в процессах, происходящих внутри самой звезды.

Яркость звезды зависит от ее диаметра и температуры поверхности. Таким образом, наблюдаемое затемнение в видимом свете и в пределах субмиллиметровых длин волн должно привести к снижению средней температуры поверхности Бетельгейзе. Вот только снижение это происходит неравномерно — вопреки той картине, которую должны были бы наблюдать ученые, будь звезда закрыта от нас облаками пыли. Вместо этого они получили карту температуры звезды, которая изобилует асимметрией. Такую картину чаще всего дают пятна на фотосфере, только на этот раз они покрывают больше половины звезды.

На текущий момент это одна из самых правдоподобных гипотез. Астрономы продолжают наблюдение и сбор данных о состоянии Бетельгейзе — так что не исключено, что скоро мы получим новую теорию, опровергающую текущие установки.