Обнаружена «бешеная» звездная система

Проект NASA по поиску планет обнаружил планету размером с Нептун, которая вращается вокруг своей молодой звезды с невероятной скоростью: один виток за земную неделю. При этом звезда поливает планету яростными вспышками.
Обнаружена «бешеная» звездная система

Новая планета, получившая название AU Microscopii b, или AU Mic b для краткости, была обнаружена космическими телескопами Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) и Spitzer. Открытие позволит ученым лучше понять, как развиваются планеты, как формируется их атмосфера и как они взаимодействуют со своими звездами.

AU Mic — это молодая, карликовая звезда, отличающаяся мощными вспышками. Ей всего 20-30 миллионов лет (вероятно, 22 миллиона). Подобные звезды являются излюбленными объектами для изучения, поскольку их малый размер позволяет легче обнаруживать планеты на орбитах.

AU Mic b вряд ли пригодна для жизни, если учитывать ее размеры и агрессивность звезды, вокруг которой планета вращается. AU Mic b делает оборот вокруг своей звезды за 8,5 земных дня, а ее масса примерно в 58 раз превышает массу нашей планеты.

Звезда и ее планета размером с Нептун находятся на расстоянии почти 32 световых лет от Земли. Это относительно недалеко. Система является частью молодой звездной группы под названием Beta Pictoris Moving Group.

«Мы считаем, что AU Mic b сформировалась далеко от звезды и мигрировал внутрь системы, на свою нынешнюю орбиту. Это может происходить, когда планеты гравитационно взаимодействуют с газовым диском или с другими планетами», — говорит соавтор исследования и научный сотрудник TESS Томас Барклай.

Найти AU Mic b было сложно, учитывая, насколько активна звезда, и то, что светило покрыто пятнами — темными областями, порождающими вспышки, похожими издалека на планеты.

Телескоп Spitzer подтвердил два транзита планеты через диск звезды, а на основе полученных данных ученые определили, что планета на 8% больше Нептуна.

Ученые подозревают, что в системе AU Mic есть еще планеты. «В данных TESS есть еще один вероятный транзит, и мы надеемся, что TESS вновь будет направлен на AU Mic в этом году», — говорит ведущий автор исследования Питер Плавчан, доцент кафедры физики и астрономии в университете Джорджа Мейсона.