Уровень ультрафиолета на Земле предложили измерять с помощью мха

Новую методику с использованием растений, которые показали себя более эффективными, чем приборы, запатентовали российские учёные.
Уровень ультрафиолета на Земле предложили измерять с помощью мха
Wikipedia

Основным источником ультрафиолетового излучения на Земле является Солнце, которое излучает в том числе ультрафиолет B (длина волны 315—280 нм). Этот тип излучения является опасным, поскольку способен вызывать рак кожи у человека и мутации в ДНК живых организмов. Более 90% ультрафиолета B (UVB) останавливает озоновый слой атмосферы Земли, но малая часть коротких волн достигает поверхности. Из-за того, что существующие приборы не обладают достаточной чувствительностью, фиксировать уровень такого излучения сложно. Российские учёные предложили использовать для контроля UVB сфагновый мох.

«Мы взяли длины волн с 200 до 310 нм и шаг за шагом проследили их связь со скоростью роста сфагнума. На уровне 286 нм обнаружилось замедление роста, которое сохранялось вплоть до 310 нм. Это говорит о том, что в этом интервале излучение проникает сквозь озоновый слой и достигает поверхности Земли. Поскольку у растений единый механизм восприятия UVB, потенциально множество растений может содержать информацию о пропускной способности озонового слоя Земли для отдельных длин волн солнечного ультрафиолета B», — приводит ТАСС слова ведущего биолога лаборатории болотных экосистем Института биологии Карельского научного центра РАН (КарНЦ РАН) Виктора Миронова.

Как отмечают специалисты, мох имеет рецепторы UVR8, которые крайне чувствительны к ультрафиолету B и даже небольшая доза излучения UVB снижает скорость роста сфагнума. Фоновые значения замедляют рост растений на 9-18%, а если фиксируется более существенное замедление скорости роста, то это означает больший уровень ультрафиолета B.

Свою гипотезу учёный проверил опытным путём, сравнив данные более 140 тыс. измерений прироста побегов мха с информацией космического спутника SORCE, регистрирующего колебания разных длин волн солнечного ультрафиолета в открытом космосе. Выяснилось, что короткие волны UVB действительно влияют на скорость роста сфагнума и предложенный механизм измерения может использоваться в научных целях. Новая методика была запатентована российскими специалистами.