У дерущихся рыб обнаружили синхронизацию генов

Японские ученые выяснили, что у дерущихся пар сиамских бойцовых рыбок синхронизируется не только поведение, но и активность генов.
У дерущихся рыб обнаружили синхронизацию генов
Smrithy Raj, CC BY-SA 4.0

Известно, что животные одного вида, дерущиеся за ресурсы или возможность размножения, как правило прекращают бой при возникновении угрозы нанесения оппоненту слишком серьезных повреждений. Однако физиологический механизм регулирования поведения животных во время драки остается до сих пор неизученным.

Японские ученые попытались восполнить этот пробел в ходе экспериментов с 17 парами сиамских бойцовых рыбок (Betta splendens). Они записали рыбьи бои на видео и потом тщательно проанализировали, что и когда происходило во время каждой из схваток.

В результате выяснилось, что чем дольше длится бой, тем больше синхронизируется поведение его участников. Более того, ученые заметили, что бои имеют свою внутреннюю хореографию. Рыбы, например, «согласовывали» перерывы между раундами. Драка достигала пика каждые 5-10 минут, когда бойцы хватали и удерживали друг друга за челюсть, выясняя, кто из них продержится дольше — такой прием затрудняет рыбам дыхание. Затем они делали перерыв, и цикл вновь повторялся.

Но это не единственное, что удалось обнаружить в ходе эксперимента. Оказалось, что помимо поведения у дерущихся рыб также происходит синхронизация экспрессии генов, связанных с активностью мозга — они одновременно «включались» и «выключались» у обоих бойцов, хотя с разными временными интервалами в каждой паре.

Авторы исследования однако, не смогли установить, за что отвечают эти гены и как их активность влияет на ход драки, но предполагают, что, возможно, именно они обеспечивают прекращение боя до того, как более слабая особь получит серьезные повреждения. В любом случае, ученые уверены в важности своего открытия и вполне допускают, что подобная синхронизация нервной и генной активности может присутствовать также и у других видов, в том числе и у человека.