Обнаружен механизм управления регенерацией у растений

Ученые из Института науки и технологий Австрии выяснили, каким образом растения координируют процесс регенерации после полученных повреждений.
Обнаружен механизм управления регенерацией у растений
Johannes Plenio / Pexels

В отличие от животных и человека растения не имеют подвижных клеток, поэтому в процессе регенерации у них участвуют клетки, находящиеся рядом с поврежденным местом. Причем каждая из этих клеток сама «решает» должна она расти или делиться, чтобы восстановить ткани на месте раны. Как принимается это «решение» до сих пор оставалось неизвестным, несмотря на то, что исследование регенерации у растений ведутся уже более полутора столетий. Но австрийским биологам, похоже, удалось заполнить этот пробел.

В ходе своего исследования они целенаправленно повреждали лазером корни резуховидки Таля, наблюдая затем с помощью микроскопа за поведением клеток. В результате обнаружилось, что ключевую роль в процессе регенерации играет стимулирующий рост гормон ауксин. Он продуцируется в клетках, которые непосредственно прилегают к ране и обеспечивает правильную реакцию растения на повреждение.

Когда ученые искусственно меняли уровень ауксина, то клетки либо вообще не реагировали на повреждение, либо реагировали в слишком большом количестве, что в некоторых случая приводило к появлению опухолевых наростов на корнях. По словам авторов исследования, точная локальная реакция клеток на повреждение возможна только при их правильной координации, которую и обеспечивает ауксин.

Кроме того, биологи зафиксировали резкое изменение давления в тканях вокруг раны, вызываемое коллапсом клеток на месте повреждения. После того, как они искусственно снизили клеточное давление, процесс восстановления ослаб.

Авторы исследования приходят к выводу, что концентрация ауксина и изменение давления являются основными двумя факторами, направляющими регенерацию у растений, и уверены, что полученные ими результаты полезны для лучшего понимания этого процесса.

Dasha Kratofil