Найдена одна из древнейших скульптур

Ученые представили результаты исследования скульптуры возрастом около 13000 лет. Это небольшая фигура птицы, выполненная из обожженной кости.
Найдена одна из древнейших скульптур
Francesco d'Errico and Luc Doyon

Находка была сделана в провинции Хэнань (КНР) еще в 2009 году, но только сейчас исследователи завершили ее изучение. Крошечная скульптура птицы на постаменте длиной 1,9 см. и выстой 1,2 см., как говорят археологи, выполнена довольно искусно. Несмотря на небольшой размер, на ней можно увидеть 68 рабочих зон, где древний мастер применил 10 различных техник обработки кости. При этом ученые считают, что она еще была нагрета до 300 градусов по Цельсию.

По словам соавтора исследования Франческо д'Эррико из Университета Бордо, эта сложная скульптура подсказывает, что есть и другие, более простые и более древние, которые еще предстоит найти. Эта трехмерная скульптура старше на 8500 лет, чем другие аналогичные находки, сделанные в Китае и всей Восточной Азии.

Скульптуру обнаружили китайские археологи на месте, где в 50-е годы проводились землекопные работы, и поэтому они не смогли определить к какому культурному слою принадлежит эта ценная находка. Датировка при помощи радиоуглеродного метода, по словам д'Эррико, может разрушить статуэтку, поскольку она очень маленького размера.

Но в том же отвале ученые нашли сгоревшие кости, на одной из которых были обнаружены такие же отметины, как и на скульптуре. Это позволило предположить, что они сделаны одними и теми же людьми. Датировка кости дала ее примерный возраст, который находится в промежутке между 13800 и 13000 лет. Таким образом, как объясняют ученые, удалось и узнать примерный возраст скульптуры.