Ученые нашли ответ на загадку крепости Пор-Бажын

Палеогеографы из МГУ и Института географии РАН в составе международного коллектива исследователей, выяснили точную дату основания крепости Пор-Бажын. С помощью нового вида радиоуглеродного анализа ученые установили, что ее строительство началось летом 777 года.
Ученые нашли ответ на загадку крепости Пор-Бажын
geogrmsu

Пор-Бажын – это развалины древней глинобитной крепости на острове в озере Тере-Холь, в одном из самых труднодоступных районов Республики Тыва. Споры о времени ее постройки и предназначении продолжались вплоть до опубликования результатов нынешнего исследования.

После широкомасштабных раскопок, проведенных в ходе геоархеологической экспедиции 2007-2008 гг., ученые выдвинули предположение, что крепость была построена в 770-х (ранее считалось, что это произошло около 750 года). При этом археологи тогда допустили, что это не крепость, а манихейский монастырь. «По комплексу данных было высказано предположение, что назначение комплекса было не оборонительным, а культовым» — рассказывает профессор географического факультета МГУ, заместитель директора Института географии РАН Андрей Панин. Таким образом, они нашли объяснение загадке, что после строительства крепость не использовалась. Дело в том, что в 779 году произошел антиманихейский переворот. Поэтому ученые и выдвинули гипотезу, что это не крепость, а монастырь, которым просто не успели воспользоваться. Но для ее подтверждения нужна была точная датировка.

И вот недавно, благодаря проведенному голландскими коллегами из Гроннингенского университета радиоуглеродному анализу трех лиственниц из стен «крепости-монастыря», удалось выяснить год его постройки. Такие точные данные были получены в результате обнаружения на дереве следов «события Мияке». Этот эффект связан с сильными вспышками на Солнце, которые увеличивают содержание радиоуглерода в атмосфере. Как раз одна из таких вспышек произошла в 775 году – времени, когда средневековые строители и спили лиственницу. Далее ученые при помощи метода дендохронологии установили, что строительство монастыря началось в 777 год.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая учеными ранее, подтвердилась. При этом, как говорит Андрей Панин, это исследование является первым в мире примером использования радиоуглеродной диагностики астрофизических событий средневековья для точного датирования археологических памятников.

Стоит отметить, что в последние годы исследователи из Японии, США и Китая обнаружили ещё, как минимум, два события Мияке – в 994 году нашей эры и в 660 году до нашей эры. Этот метод, как говорят ученые, будет всё шире применяться как в археологии, так и в других науках, изучающих историю общества и природной среды.