18+

Любовь — это чистая химия: яйцеклетка выбирает себе наилучшую пару без нашего ведома

Совсем недавно, в 2020 году, ученые из Стокгольмского университета пришли к выводу, что женская яйцеклетка с помощью химических сигналов привлекает сперматозоидов определенных мужчин и таким образом участвует в выборе предпочтительного партнера для оплодотворения.
quapan, CC BY 2.0

«Человеческая яйцеклетка производит химические соединения — хемоаттрактанты — привлекающие сперматозоидов. Мы решили узнать, используются ли эти химические сигналы для отбора привлекаемых сперматозоидов», — рассказала один из авторов исследования, Джон Фитцпатрик.

Фолликулярная жидкость ищет нужных сперматозоидов

Ученые решили исследовать реакцию сперматозоидов на фолликулярную жидкость, которая окружает яйцеклетку и содержит хемоаттрактанты. В результате выяснилось, что фолликулярная жидкость больше привлекает сперматозоидов одних мужчин и меньше — других. Причем в случае каждой женщины этот результат разный и не всегда связан с ее собственным выбором постоянного партнера — в некоторых случаях яйцеклетка больше привлекала «чужих» сперматозоидов.

От чего зависит выбор?

Авторы исследования предполагают, что этот «выбор» зависит от индивидуальных особенностей конкретных мужчины и женщины, а делает его именно яйцеклетка. По словам Фитцпатрика, у сперматозоидов только одна задача — оплодотворить яйцеклетку, и не в их интересах быть слишком разборчивыми. А вот для яйцеклетки как раз выгодно получить наилучший генетический материал.

Сделанное открытие ученые считают уникальными в своем роде — результаты исследования не только полезны для лучшего понимания фертильности, но также могут помочь объяснить «необъяснимые» случаи бесплодия у некоторых пар.