Создана первая карта нейронов мозга с разрешением в одну клетку

Группа ученых под руководством профессора Сколтеха Филиппа Хайтовича провела масштабное исследование экспрессии генов в 33 различных регионах мозга человека, шимпанзе, макаки и карликового шимпанзе бонобо. Результатом их работы стали карты регионов мозга с учетом различных клеток, входящих в их состав — крайне важные для изучения эволюции человека.
Создана первая карта нейронов мозга с разрешением в одну клетку

Мозг человека невероятно сложен, а потому тонкости его эволюции волнуют ученых уже не первый десяток лет. Но вот вопрос: какие изменения в мозгу современного человека, по сравнению с мозгом дальних предков, оказались наиболее существенными и превратили приматов в разумных людей?

Международная группа ученых, в состав которой вошли ученые из России, Китая, Германии и Швейцарии, под руководством профессора Центра Нейробиологии и Нейрореабилитации Сколтеха (CNBR) Филиппа Хайтовича и с первым авторством профессора Центра Наук о Жизни Сколтеха (CLS) Екатерины Храмеевой изучили 422 образца мозга, взятых из 33 различных мозговых регионов у человека, шимпанзе, макаки и бонобо. Ученые смотрели на экспрессию генов, на то, какие гены и как работают в этих регионах. Анализ проводился с разрешением в одну клетку, и всего проанализировали 88047 отдельных клеток.

В результате исследования удалось установить, какие регионы наиболее отличаются у человека в сравнении с другими приматами и, соответственно, быстрее эволюционируют: кора больших полушарий, гипоталамус и серое и белое вещества мозжечка. Также получилось установить, что клетки мозга олигоденроциты и астроциты у человека отличаются от подобных клеток у остальных приматов больше, чем основные клетки мозга – нейроны. Работа опубликована в журнале Genome Research.

«Эволюцию экспрессии генов в мозге изучали и до нас. Это важное направление исследований, которое поможет нам когда-нибудь понять, как возникло сознание у человека. Но тонкость здесь в том, что эволюционные изменения экспрессии могут объясняться двумя причинами: поменялся клеточный состав в какой-то области мозга или поменялась экспрессия генов в самих клетках. Раньше ученые не могли разделить эти две возможности, а теперь, благодаря появлению технологии с разрешением в одну клетку, у нас наконец получилось! Наши новые данные помогут понять детали эволюции экспрессии генов на таком тонком уровне, какой ранее был недоступен», – рассказывает профессор Сколтеха Екатерина Храмеева.

Материал предоставлен пресс-службой Сколтеха