ДНК животных, извлеченная из пергаментов, помогла исследователям прояснить историю свитков и узнать, откуда взялись эти исторические документы.
Свитки Мертвого моря — найдена разгадка их происхождения
Shai Halevi, Courtesy of the Israel Antiquities Authority

Свитки сделаны из овчины и кожи коров. Анализ ДНК — новый способ выяснить, какие из более чем 25 000 фрагментов Свитков Мертвого моря написаны на коже одного и того же животного. Это позволит их структурировать, заявили молекулярный биолог Одед Рехави из Тель-Авивского университета и его коллеги.

Уже известно, что Свитки Мертвого моря описывают религиозные и библейские события, произошедшие в южном Израиле около 2000 лет назад. Исследователи считают, что Свитки были написаны в период между третьим веком до нашей эры и первым веком нашей эры. Это был переломный момент в развитии иудаизма и появлении христианства.

Свитки Мертвого моря состоят из около 1000 древних рукописей, включая самые ранние из известных версий книг Еврейской Библии и небиблейских религиозных, юридических и философских документов. Большинство свитков и их фрагментов свитков были найдены между 1947 и 1960 годами. Самая большая библиотека свитков находилась в 11 пещерах возле Кумрана (Иудейская пустыня на северо-западном берегу Мертвого моря). ДНК, изъятая из фрагментов Свитков Мертвого моря, дала подсказки о географическом распространении верований.

После отсева ДНК, оставленной людьми, которые обращались со свитками, ученые идентифицировали ДНК животных, чья шкура использовалась для изготовления древних пергаментов. Все фрагменты были сделаны из овчины, кроме двух, которые произведены из коровьей кожи.

Сравнение митохондриальной ДНК, обычно наследуемой от матери, и ядерной ДНК, наследуемой от обоих родителей, позволило исследователям определить родственные связи между овцами. Исследователи предположили, что фрагменты коже состоящих в родстве овец относятся к одному и тому же документу.

В ходе изучения текстов было выдвинуто предположение, что свитки Кумрана отображают правописание и другие особенности письменных традиций, характерных для группы писцов, а генетические данные теперь подтвердили это предположение. Семь из восьми изученных фрагментов, были написаны на шкурах родственных овец, что позволяет предположить, что эти фрагменты представляют собой рукописи, созданные в одном и том же месте.

Ученые считают, что четыре кумранских фрагмента из книги Иеремии, написанной на иврите, были взяты из двух разных версий книги. Два фрагмента овчины «принадлежали» одной книге, а два других (из коровьей кожи) — другой. Коровы не могли быть выращены в условиях иудейской пустыни, поэтому свитки из коровьей кожи были написаны в другом месте.

Ученые уже отмечали, что стиль написания на коровьем пергаменте отличается от стиля написания на других свитках, сделанных из кожи овец.

Результаты анализа ДНК также показывают, что небиблейский текст о религиозных обрядах, известный как «Песни о субботнем жертвоприношении», был популярен и за пределами Кумрана. Фрагменты этого текста, найденные в двух кумранских пещерах, были сделаны на шкурах родственных овец. Но фрагмент другой копии, найденной в Масаде (примерно в 55 км к югу от Кумрана), был написан на коже овцы совсем другой генетической линии — люди просто создали собственную копию текста.

ДНК овец кумранского фрагмента библейской книги Исаии позволяет предположить, что он был написан далеко за пределами Кумрана. Где — еще предстоит выяснить.