Биологи сняли «мертвую прогулку» морского ежа

Немецкие морские биологи сделали видеозапись морского ежа, который, несмотря на тяжелые повреждения, в течение более 43 часов продолжал ползти по дну и при этом смог пережить нападение краба.
Биологи сняли «мертвую прогулку» морского ежа
Max Wisshak & Christian Neumann, CC BY 4.0.

Во время экспедиции к Шпицбергену ученые несколько дней снимали с помощью подводной платформы морское дно, и на четвертый день в кадр попал морской еж из рода стронгилоцентротусов, который выглядел, по словам, биологов, как «ходячий мертвец». Он был сильно поврежден — отсутствовала треть панциря, часть ротового аппарата и других органов, а оставшиеся внутренности были фактически открыты. Тем не менее еж продолжал двигаться, так, будто был совершенно невредим, и делал это в течение всего времени, пока велась съемка — почти двое суток.

«Несмотря на большую дыру в панцире, на месте которой находились половые органы, анальный проход и другие важные части тела, этот маленький морской обитатель, как мы могли наблюдать, продолжал двигаться по дну 43 часа и 20 минут, — говорит один из исследователей, Макс Виссхак из НИИ Зенкенберга. — Более того, этот морской еж даже смог увернуться от атаки краба».

За время съемки еж прополз в общей сложности около 60 сантиметров, что в среднем является нормой для здоровой особи, не остановился после столкновения с крабом и продолжал движение до последнего момента, пока велась съемка. Платформа затем была поднята, и о дальнейшей судьбе ежа ничего неизвестно, но ученые вполне допускают, что он мог выжить.

Снятую ими «мертвую прогулку» биологи объясняют особенностями нервной системы иглокожих — вместо центрально мозга морские ежи и звезды обладают нервным кольцом вокруг ротового отверстия и дополнительными нервными узлами, которые управляют движениями. Эти части нервной системы у ежа остались неповрежденными, поэтому он мог не просто ползти, но и координировать свои движения — то, что животное смогло уклониться о краба, подтверждает, что его рефлексы продолжали функционировать.

Авторы видео считают, что данный еж вполне может прожить достаточно времени, чтобы его панцирь восстановился. «У окаменелых морских ежей мы обнаруживали следы повреждений в панцире, которые потом затянулись», — говорит Виссхак.

Биологи уверены, что видеозапись является ценным свидетельством посттравматического выживания при получении определенных травм, и может быть полезна для исследования регенеративных процессов у морских животных. Описание данного случая они опубликовали в журнале Polar Biology.