Почему не опасны мутации коронавируса

Вирусы постоянно меняются, слегка мутируя с течением времени и по мере распространения. Эти изменения помогают исследователям отслеживать путь коронавируса по Земному шару, но их влияние на способности вируса незначительны.
Почему не опасны мутации коронавируса
VCHAL / Istock / Getty Images Plus

В романах и фильмах инфекционные патогены мутируют и становятся все более опасными. Но в реальной жизни все происходит совсем не так.

Несколько групп исследователей заявили, что обнаружили новые штаммы коронавируса, называемого SARS-CoV-2. Звучит страшно. Но ни одно из зарегистрированных изменений в вирусе не сделало его более опасным.

Каждый раз, когда делаются подобные заявления, люди пугаются, а эксперты по вирусам спешат объяснить, что изменения в геноме вируса происходят постоянно, и коронавирус не является исключением.

«На самом деле, это просто означает, что все нормально, — говорит вирусолог Кари Деббинк из Университета штата Боуи в Мэриленде. — Вирусы будут развиваться, но не все мутации опасны».

В большинстве случаев мутации вообще не отражаются на особенностях вируса. Вирусы — это просто белковые оболочки, которые содержат либо ДНК, либо РНК. В случае SARS-CoV-2 речь идет о РНК. Мутация — это изменение одного из нуклеотидов в генетическом материале вируса. В случае с SARS-CoV-2 — одного из примерно 30 000 нуклеотидов.

Эпидемиологи заинтересованы в отслеживании мутаций, даже если они не изменяют белок вируса, говорит молекулярный эпидемиолог Эмма Ходкрофт из Университета Базеля в Швейцарии.

Когда вирус заражает клетку, он начинает воспроизводить собственные копии. Но большинство вирусов не имеют необходимых инструментов для проверки каждой строки РНК на наличие ошибок. Поэтому появляются ошибки, и различия со временем накапливаются. Причем ошибки не всегда идут на пользу вирусу.

С другой стороны, коронавирусы, такие как SARS-CoV-2, имеют корректирующий фермент — редкость для РНК-вирусов. Но это не значит, что их геномы не имеют ошибок. Изменения накапливаются, только медленнее, чем в других РНК-вирусах, таких как грипп.

Мутация может влиять на вирус разными способами, но только некоторые виды мутаций могут сделать вирус более опасным для людей. Это изменения, которые защищают вирус от иммунной системы или делают его устойчивым к лечению. Мутации также могут повлиять на способ распространения среди людей, или сделать заболевание более серьезным. К счастью, такие мутации редки.

Например, предварительное исследование, опубликованное 5 мая на сайте bioRxiv.org, описывает мутацию белка SARS-CoV-2, находящегося снаружи коронавируса, что позволяет ему легче проникать в клетки. Новый вариант в настоящее время встречается чаще в Европе и США. То есть мутация сделала вирус более передаваемым, но ученые это пока не доказали.