Пребывание на МКС странным образом влияет на микробиомы астронавтов

Новые исследования показали, что длительное пребывание на МКС оставляет у космонавтов особый «микробный отпечаток» — равно как и они оставляют следы в микросреде станции.
Пребывание на МКС странным образом влияет на микробиомы астронавтов

В настоящее время микробиологи, медики и экологи активно исследуют то, как космические путешествия влияют на микробиом человека. Микробиом – это совокупность всех микроорганизмов, обитающих внутри и снаружи наших тел, от бактерий кишечника до кожных микробов. Однако человек влияет на среду не меньше, чем среда влияет на него, и в будущем этот фактор может сыграть очень важную роль.

Новая работа описывает исследование, в котором приняли участие девять космонавтов, проведших на МКС от 6 до 12 месяцев. Ученые обнаружили, что в условиях микрогравитации кишечные биомы стали более разнообразными – при учете того, что внутренняя среда станции относительно стерильна, а в космосе нет и не может быть бактерий.

«Поскольку на МКС очень чисто, мы ожидали закономерного уменьшения разнообразия бактерий, обитающих в кишечниках космонавтов, потому что те практически не подвержены воздействиям окружающей среды. Но результаты говорят об обратном», рассказал микробиолог Эрнан Лоренци из Института Дж. Крейга Вентера.

Эта неожиданная находка может быть результатом тщательно контролируемых диет на борту МКС: NASA усердно работает над тем, чтобы сотрудникам космической станции были доступны более 200 блюд и напитков — что, вероятно, дает астронавтам более разнообразный рацион, чем дома.

Хорошая новость заключается в том, что это разнообразие играет на руку космонавтам. В целом, чем разнообразнее кишечные бактерии, тем больше у нашего организма шансов победить потенциальную болезнь. Тем не менее, исследователи еще не выяснили, верно ли это утверждение для астронавтов.

Куда менее однозначные результаты были получены при тестировании микробиомов кожи: у некоторых астронавтов наблюдалось увеличение разнообразия бактерий кожи, тогда как у других наблюдалось уменьшение. Единственной устойчивой тенденцией было уменьшение количества бактерий Proteobacteria, возможно, вызванное чистотой космической станции (этот тип бактерий обитает преимущественно в почве).

Как уже было сказано, мы также вызываем изменения микробного состава окружающей среды. Настолько, что ученые могут сказать, какие астронавты были на борту МКС, просто взглянув на микробные следы, которые они оставили.

«Микробиом станции напоминает состав микробиома кожи астронавтов, которые в тот момент жили на борту. Кожа космонавта начинает влиять на микробиом станции, даже если станция сама воздействует на кожу космонавтов», пояснил Лоренци. Этому посвящено второе исследование, опубликованное недавно в PLOS One. Исследователи забрали мазки из рта, носа, ушей, кожи и слюны у одного члена экипажа МКС до, во время и после его миссии. Затем они сравнили их с образцами, взятыми с восьми поверхностей МКС во время и после пребывания члена экипажа на борту – при этом исследователи обнаружили совпадающие структуры сообществ микроорганизмов.

Исследование показало, что эти бактериальные сходства сохранялись до четырех месяцев после ухода космонавта. Пока этот аспект исследования затрагивал только одного члена экипажа, но сам прецедент обеспечивает интригующую почву для будущих исследований. Понимая взаимосвязь между микробиомами космических путешественников и космическими кораблями, ученые смогут лучше планировать длительное пребывание вне орбиты и получат больше возможностей для обеспечения безопасности и здоровья астронавтов.