Гибель госпитального судна стала одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества.
Найден потопленный в 1941 году теплоход «Армения»
Wikipedia

Построенный в 1928 году в Ленинграде теплоход «Армения» работал на пассажирских перевозках Черноморского морского пароходства на линии Одесса — Батуми — Одесса, но с началом Великой Отечественной войны корабль на Одесском судоремонтном заводе был превращён в санитарно-транспортное судно. Теплоход с красными крестами и флагом международного Красного Креста передали Черноморскому флоту.

6 ноября 1941 года теплоход «Армения» вышел в свой последний рейс из порта Севастополя, эвакуируя, по некоторым оценкам, от 4,5 до 10 тысяч человек. Из-за спешной погрузки, в том числе в порту Ялты, точное число находившихся на борту корабля людей до сих пор неизвестно. Утром 7 ноября госпитальное судно было атаковано немецкой авиацией и затонуло — выжили, по имеющимся данным, всего 8 человек.

С момента катастрофы по наши дни предпринимались многочисленные попытки отыскать «Армению», но увенчались успехом они только в марте 2020 года. В 2017 году во время поисковой операции Министерства обороны России магнитометр зафиксировал на дне моря магнитную аномалию, а в марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции район был тщательно исследован гидролокатором — оно подтвердило, что на дне есть объект, очертаниями напоминающий «Армению».

В апреле 2020 года специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества (РГО) с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА) удалось обследовать затонувшее судно — сделанные снимки позволили по особенностям конструкции подтвердить, что это «Армения», а окончательным подтверждением обнаружения искомого теплохода стал судовой колокол с названием корабля.

«Нам надо было создать максимальное количество данных, при этом излишне не рискуя аппаратурой. Разбомблённое судно на грунте представляет собой нагромождение металлических деталей, конструкций, лееров, шлюпбалок, висящих тросов, верёвок, креплений, покосившихся мачт. Это дремучий лес, в котором можно запутать или самого робота, или его кабель, по которому идёт питание, а он отправляет данные и картинки.

Надстройки и палубы имеют ужасающие следы разрушений — леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего, это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть немецкие самолёты заходили на атаку с кормы.

РГО

В поисковом деле большую роль играет качество аппаратуры и удача. Специалисты Минобороны обнаружили теплоход «Армения» в координатах максимально близких к тем, что публиковали в официальных отчётах. Главная сложность обнаружения «Армении» в том, что судно покоится на глубине полтора километра. Можно ходить рядом, буквально в ста метрах, но ни разу его не подцепить», — пояснил исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

Теплоход затонул в 15 морских милях от Ялты на глубине полутора километров. «Армения» стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом — корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин. Часть иллюминаторов вдавлена внутрь целиком, что свидетельствует о затоплении корабля с «воздушными карманами» внутри — это подтверждает версию о том, что теплоход затонул стремительно.

РГО

Как поясняют учёные, после обнаружения затонувшего теплохода и погружений, подтвердивших, что это действительно «Армения», новых спусков под воду к кораблю не будет. В РГО считают неэтичным работу с судном, которое унесло жизни нескольких тысяч человек.