Летучие мыши научились «попадать в ноты»

Месячный эксперимент показал, что летучие мыши способны обучаться воспроизведению звуковых сигналов методом подражания. Открытие поможет в изучении генетической эволюции речевого аппарата человека.
Летучие мыши научились «попадать в ноты»

Человеческие детеныши учатся говорить, имитируя звуки речи взрослых людей. К другим млекопитающим, повторяющим за родителями коммуникативные сигналы, относятся киты, дельфины, тюлени и слоны. Лабораторные эксперименты с этими животными — дело трудное: не поместится кит в тесном помещении научного центра.

Исследователи из Института психолингвистики Общества Макса Планка и Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана сделали ставку на социально активных летучих мышей, обладающих богатым репертуаром коммуникативных сигналов, и не прогадали. Крылатые распространители коронавируса помогли ученым сделать важный шаг в исследовании эволюции голосового аппарата млекопитающих, а в перспективе — человека. Доказательство обучаемости летучих мышей методом подражания опубликовано в Biology Letters.

«Вокал» преподавали шести летучим мышам каждый день в течение 4 часов. Однотипные и, возможно, довольно скучные занятия продолжались ровно 30 дней. На каждом уроке рукокрылым предлагали повторить звук с более низкой частотой, чем привычные социальные сигналы. За удачное попадание в «тональность» животных вознаграждали сладким банановым пюре. Метод пряника сработал — все ученики к концу эксперимента могли воспроизводить низкие звуки.

Обнаружение у летучих мышей навыка повторения сигналов определенных частот является важным шагом в раскрытии генетической и нервной основы разговорной речи человека. В долгосрочной перспективе это также поможет определить, что происходит при генетических нарушениях речи и языка.

В планах исследователей — выяснить, как новые умения кодируются в мозге летучих мышей. Для этого будут использованы методы микроскопической анатомии, МРТ-визуализации и генного анализа.