Древние гигантские галактики оказались каннибалами

Наблюдение за далекими и близкими галактиками в сочетании с компьютерным моделированием движения материи внутри них показало ученым, что гигантские галактики не могли сформироваться без слияния с меньшими соседями.
Древние гигантские галактики оказались каннибалами

Свет от необычайно яркого фонарика, расположенного на краю Млечного Пути, пройдет через центр нашей родной галактики до ее противоположного края за 100 тысяч лет. Счетчик луча-путешественника намотает нехилый пробег, ведь перемещается свет со скоростью 300 тысяч километров в секунду.

Между тем, прогулка по диаметру Млечного Пути не самый длинный маршрут во Вселенной. Некоторые галактики простираются на миллионы световых лет, и до сих пор нет четкого понимания того, как образовались эти гиганты. Многие из них родились «всего» через сотни миллионов лет после Большого взрыва, и, к счастью, можно заглянуть в прошлое космических долгожителей. Если галактики расположены за миллиарды световых лет от нас, земные телескопы получат световую весточку из их «детства» прямо сейчас. Машина времени не понадобится.

Сотрудники австралийского исследовательского центра ARC Centre of Excellence for All Sky Astrophysics во главе с доктором Аншу Гупта (Dr. Anshu Gupta) недавно оправили в журнал Astrophysical Journal статью, в которой изложили возможные причины разрастания галактик до параметров «плюс-сайз». Ученые объединили данные наблюдений исследовательской миссии MOSAL с численным моделированием движения межзвездного газа в галактиках. Чтобы провести расчеты, потребовались вычислительные мощности сразу нескольких топовых суперкомпьютеров мира.

Смоделированное изображение, на котором четко видны газовые каналы, соединяющие центральную галактику с её соседями

Результаты моделирования поразили исследователей. Близкие к нам гигантские галактики «в возрасте» оказались в совершенном беспорядке. Внутренние объекты в них двигались в разные стороны. Поэтому ученые предположили, что некоторая доля звезд и скоплений газа была захвачена из соседних галактик меньших размеров. Напротив, далекие галактики, чью «молодость» мы наблюдаем в настоящее время, показали меньше различий во внутренних движениях материи.

«Моделирование показало, что у более молодых галактик было меньше времени для слияния с другими, — сказал доктор Гупта, - Это дает четкое представление о том, что происходит на важном этапе их эволюции».