Ящерицы разработали новый «язык любви», находясь далеко от хищников

Группа ученых провела 4-летний эксперимент и смогла пронаблюдать, как ящерицы выработали новые химические сигналы для общения друг с другом, находясь на острове без хищников.
Ящерицы разработали новый «язык любви», находясь далеко от хищников

Исследования сигналов общения у животных обычно фокусируются на акустических и визуальных способах: сложная трель в пении птицы, яркие цвета на рыбьей чешуе. Химические сигналы между животными менее очевидны для человека и технически более сложны для анализа.

Однако химические сигналы – это самый древний и распространенный способ коммуникации. Как таковые, они представляют собой ценную возможность для расшифровки того, как животные общаются и воспринимают окружающий мир.

«Мы обнаружили, что внутри вида существуют вариации химических сигналов в зависимости от контекста: кто пытается съесть вас, кто хочет спариться с вами, и с кем вы пытаетесь конкурировать», – рассказал Колин Донихью, один из авторов исследования.

И ящерицы, и змеи собирают химические сигналы из окружающей среды, щелкая своими тонкими раздвоенными языками, а затем обрабатывают эти сигналы с помощью хорошо развитого органа чувств в небе их ртов.

В новом исследовании биологи переместили группы из 8 самцов и 12 самок кикладских ящериц (Podarcis erhardii) из одной популяции в Наксосе, Греция, на пять небольших островков, где не было хищников. В обычных условиях этим ящерицам пришлось бы бороться с целым рядом охотников, включая змей, птиц и кошек. Свободные от хищников на островках, популяции ящериц быстро росли, также, как и конкуренция за ресурсы.

Каждая из ящериц была помечена, чтобы ее можно было идентифицировать, когда исследователи вернутся, чтобы проверить их. В течение следующих 4 лет ученые исследовали популяции, отследив судьбы переселенных ящериц и их потомства.

То, что они обнаружили, было поразительно: на каждом из островов животные быстро развили новую химическую «смесь» для общения, которая отличалась от той, что была у ящериц в исходной популяции. Эти перемены стали очевидны только через четыре поколения.

Эксперимент продемонстрировал убедительные доказательства того, что ящерицы могут сменить «одеколон» в соответствии с обстановкой.

«Сигналы для привлечения партнеров часто привлекают и хищников», – комментируют авторы исследования. Обычно, такое общение представляет собой компромисс между привлекательностью и избеганием обнаружения. Однако на этих островках, где нет никаких охотников, можно не идти на уступки.