Выяснилось влияние генов на иммунитет к SARS-CoV-2

Исследователи из Орегонского университета здоровья и науки предполагают, что иммунная реакция организма на коронавирус, вызывающий COVID-19, а соответственно и тяжесть протекания болезни, могут зависеть от индивидуальных генетических особенностей.
Выяснилось влияние генов на иммунитет к SARS-CoV-2
NIAID, CC BY 2.0

Ученые исследовали 145 различных типов человеческого лейкоцитарного антиген (HLA) на предмет взаимодействия с SARS-CoV-2. Лейкоцитарный антиген — это комплекс генов, обеспечивающий контроль иммунного ответа. Эти гены являются высокополиморфными, то есть обладают множеством вариантов форм — аллелей — которые различаются от человека к человеку.

В результате выяснилось, что иммунный ответ организма на коронавирус зависит от конкретных генетических вариаций. В ряде случаев лейкоцитарный антиген обеспечивает сильную реакцию, но при этом ученые выявили и более 50 аллелей, которые слабо распознают вирус, а соответственно, их обладатели более подвержены риску инфицирования и тяжелого течения болезни.

То, что разные формы лейкоцитарного антигена по-разному взаимодействуют с конкретными вирусами было известно и ранее. Подобные исследования проводились в том числе и применительно к другим коронавирусам — MERS и SARS. Но в данном случае американским ученым впервые удалось вывить конкретные аллели, подвергающие своих владельцев повышенному риску в случае c SARS-CoV-2.

Теперь авторы исследования предлагают заранее выявлять людей, которые вследствие своих генетических особенностей находятся в группе риска: «Типирование лейкоцитарных антигенов может быть быстрым и недорогим. Его комбинирование с тестом на COVID-19 позволит уточнить оценку опасности вируса для населения, а после разработки вакцины те, чьи антигены входят в группу риска, могли бы получать ее в приоритетном порядке».