Слепые мыши увидели свет, предварительно пожертвовав кожей

Пересадка химически перепрограммированных клеток кожи на сетчатку глаз слепых мышей вернула зрение почти половине из них.
Слепые мыши увидели свет, предварительно пожертвовав кожей

Ученые из Национального института глаза в США сумели превратить клетки кожи в стержневые светочувствительные фоторецепторы, известные в народе, как «палочки». Новаторский способ перепрограммирования клеток, изложенный в статье на страницах журнала Nature, позволяет миновать промежуточную стадию возвращения взрослых сформировавшихся клеток в зародышевое состояние.

Откат различных клеток до «заводских настроек» и их последующая переделка в нужные ткани давно конкурирует с использованием готовых стволовых клеток, получаемых из человеческих эмбрионов. Смущала ученых лишь длительность процесса «обнуления». Так называемые индуцированные стволовые клетки можно получить не быстрее, чем за полгода.

В новом исследовании клетки кожи мышей вымачивали в растворе из 5 низкомолекулярных соединений. В результате химической перестройки молекулярной структуры клеток за 10 дней удалось получить клетки, по внешнему виду и функциям, идентичные палочкам сетчатки глаза, ответственным за зрение в темноте.

Искусственные палочки пересадили на поврежденную сетчатку лабораторных мышей. Спустя месяц у 43% испытуемых животных обнаружили реакцию зрачка на свет. Именно эти животные в лабиринте с различной освещенностью выбирали более темные места. Мыши интуитивно выбирают темные территории из соображений безопасности. Желание грызунов попасть в менее освещенные участки лабиринта свидетельствует об улучшении зрения.

Через три месяца после трансплантации ученые проверили здоровье мышей. Палочки прижились в глазах, образовали связи с нейронами внутри сетчатки и также хорошо выполняли свои функции.

В дальнейшем, исследователи хотят увеличить разнообразие целевых клеток, получаемых прямым химическим перепрограммированием исходных.