Раскрыта тайна Оумуамуа — самого загадочного астероида в истории

Ученые построили первую серьезную теорию, адекватно описывающую происхождение и удивительные свойства астероида Оумуамуа — первого межзвездного гостя в Солнечной системе.
Раскрыта тайна Оумуамуа — самого загадочного астероида в истории

Юнь Чжан из Национальной астрономической обсерватории Академии наук Китая вместе с соавтором Дугласом Н. К. Лином из Калифорнийского университета в Санта-Крузе провели компьютерное моделирование близкого гравитационного взаимодействия массивной звезды с космическим объектом меньших размеров. Ученые полагают, что в результате такого взаимодействия могут рождаться небесные тела, подобные загадочному астероиду Оумуамуа. Результаты исследования опубликованы в Nature Astronomy.

В компьютерной модели приливные силы звезды безжалостно разорвали пролетающий мимо малый объект, оказавшийся слишком близко, на «лапшу» — сильно вытянутые вдоль тела. Отношение длинной оси к короткой в некоторых случаях превышало 10:1 — соотношение сторон сигарообразного Оумуамуа. Согласно модели, часть «лапшинок» после разрушительного воздействия приливных сил выбросило в межзвездное пространство. Там, в пустоте, темноте и одиночестве вытянутые астероиды дрейфовали в течение миллиардов лет, постепенно «остывая» от бурной «ссоры».

Гравитационный «конфликт» звезды и небесного тела шел «на повышенных тонах», точнее — при высоких температурах. Поверхность образовавшихся астероидов расплавилась, и большинство возможных летучих соединений испарилось. Пока межзвездный гость бороздил холодные просторы космоса, жидкая оболочка постепенно твердела. Этим ученые объяснили «сухость» поверхности Оумуамуа, нетипичную для кометы, к которой то причисляли, то отчисляли обратно загадочный астероид. Плавление-затвердевание ответственны также и за сохранение необычной формы «чужестранца», а также его «пеструю» окраску.

Компьютерная модель предсказала остаточные легкие соединения воды под твердой оплавившейся оболочкой. Когда межзвездный странник влетел в Солнечную систему, газ из его глубин пробрался наружу и придал хозяину ускорение. Неравномерное выделение газа из разных частей астероида вполне может объяснить его загадочное хаотичное вращение.

Ученые ожидают, что в будущем телескопы начнут постоянно натыкаться на объекты, подобные Оумуамуа. Теория, логично объясняющая их свойства, избавит землян от страха того, что к планете приближается разведывательный «зонд» инопланетной цивилизации — так загадочный астероид нарекали некоторые исследователи.

Оумуамуа — небесное тело необычной сигарообразной формы — впервые попал в «объективы» научных «папарацци» 19 октября 2017 года и тут же дебютировал на обложках большинства журналов о космосе, как первый астероид, рожденный вне Солнечной системы. Популярность Оумуамуа обеспечили нетипичное для астероида соотношение сторон 10:1, хаотичное вращение и отсутствие «хвоста», как у кометы, за которую его изначально приняли астрономы.