Акулы невероятно важны для баланса океана. Несмотря на достаточно долгое изучение этих существ, в наших знаниях все еще есть большие пробелы, а поведение этих животных является одним из самых загадочных. Один из главных вопросов, которым задаются многие ученые: могут ли акулы учиться друг у друга?
Акул заставили учиться друг у друга

Люди, например, являются социальными животными. Мы полагаемся на взаимодействия, чтобы узнать о жизни через смесь визуальных, слуховых и кинестетических видов обучения. Это называется «социальным обучением» и основано на теории, которая предполагает, что обучение — это когнитивный процесс, происходящий в социальном контексте и исключительно через наблюдение или прямое обучение.

«Моя область исследований — поведение и познание рыб, поэтому я, естественно, интересуюсь тем, что акулы могут узнать из своей окружающей среды и как они приходят к этому», — рассказывает доктор Катарина Вила Пука с кафедры биологических наук Университета Маккуори в Сиднее. «Один из вопросов, который возникает, заключается в том, учатся ли акулы сами по себе, переживая собственный опыт, или же они могут учиться на основе наблюдения или взаимодействия с другими акулами».

Акулы традиционно не рассматриваются как социальные животные, но недавние исследования показывают, что они могут создавать и поддерживать социальные сети. Например, было выявлено, что у австралийских бычьих акул (Heterodontus portusjacksoni) есть «друзья» сходного возраста и пола, с которыми они отдыхают.

«Мы решили протестировать молодых бычьих акул. Животным были представлены два варианта маршрута, но только один приведет их к спрятанному вознаграждению. Мы протестировали 12 одиночных хищников, 14 акул в паре с демонстратором, у которого не было знаний о маршруте, и 20 животныхв паре со знающим демонстратором. «Если акулы учатся на основе социального взаимодействия/наблюдения, мы ожидаем, что те, кто работает в паре со знающим партнером, будут учиться быстрее, чем две другие группы», — сказала Вила Пука. «Мы также проверили, влияет ли количество социального воздействия на обучение; половина акул подвергалась эксперименту три раза в день, а другая половина — шесть раз. Мы ожидали, что акулы, которые были чаще подвержены этой задаче (шесть пробегов в день), будут учиться быстрее».

Результаты, которые получили исследователи, были захватывающими! Социальная жизнь не является обязательным условием для обучения. Но все-таки хищники могут учиться, наблюдая за сородичами и иногда взаимодействуя с ними.

В течение многих десятилетий способность учиться у других считалась передовым навыком «высших» групп животных, таких как приматы. Это исследование по изучению способностей акул к обучению показывает, что акулы — умные и сложные животные и не стоит весить на них ярлык «глупых мясорубов».