Ученые зафиксировали необычную активность мозга во время концертов

Новое исследование показало, что во время концертов на нейронном уровне устанавливается связь между музыкантами и слушателями: их мозговые волны синхронизируются.
Ученые зафиксировали необычную активность мозга во время концертов

Ученые давно интересуются тем, как музыка влияет на человеческий мозг. Множество работ посвящено исследованию реакций определенных участков коры головного мозга на громкость, мелодию, слова и ритм различных композиций. Однако связь, которая устанавливается между исполнителями и слушателями, до сих пор оставалась без внимания.

Группа азиатских ученых решила проверить, насколько глубока эмоциональная близость, которую испытывают люди друг в другу и к исполнителю, слушая музыку. Результаты исследования опубликованы в журнале NeuroImage.

Эксперимент состоял из двух этапов. Сначала приглашенный скрипач исполнил несколько коротких музыкальных зарисовок длительностью не более 100 секунд. Нарезки записали на видео. Пока скрипач играл, ученые сканировали кровоток в его мозгу, используя метод спектрометрии в ближней инфракрасной области. Ту же процедуру проделали с шестнадцатью случайными участниками опыта, которые позже смотрели записанные клипы.

Снимки иллюстрировали, какие участки коры головного мозга были активными во время исполнения и прослушивания мелодий. Результаты показали одинаковую последовательность всплесков мозговой активности у всех испытуемых, включая скрипача. Ученые ждали отклик от определенных участков коры. Например, левая височная доля отвечает за обработку ритма. Интенсивность мозговых волн этого участка коры у слушателей и исполнителя проявлялась в одни и те же моменты произведения.

Неожиданно для исследователей в эксперимент вклинились правая нижняя лобная доля и постцентральная извилина. Эти участки коры обычно участвуют в социальных процессах. Например, при общении родителей с детьми, когда идет процесс обучения и подражания.

«Наше исследование расширяет понимание музыкальной оценки, — заключили авторы работы, — Это лишь первые эксперименты, и мы не регистрировали мозговые волны детально. Однако наши результаты могут стать подсказками в будущих исследованиях подобных процессов».