Команда учёных из Санкт-Петербургского университета, Белорусского государственного университета, Центра медицинской химии Тольяттинского государственного университета и Брауншвейгского технического университета разработала семейство противоопухолевых препаратов на основе металлоорганических соединений палладия и платины.
Открыта новая группа противораковых препаратов

По данным Всемирной организации здравоохранения, онкологические заболевания являются второй по распространённости причиной смерти в мире. Класс препаратов на основе производных платины сегодня считается одним из наиболее эффективных в борьбе с опухолями, а самым распространённым из них в клинической практике является цисплатин. Однако его плохая растворимость в воде и высокая токсичность послужили причиной для разработки новых противоопухолевых препаратов на основе соединений металлов платиновой группы.

К настоящему времени синтезированы тысячи потенциально активных платиновых препаратов, но из них только пять соединений внедрены в клиническую практику. Основные проблемы известных платиновых препаратов заключаются в их высокой общей токсичности, которая может быть снижена благодаря поиску аналогов на основе других переходных металлов, для чего необходимо установление молекулярного механизма действия препаратов. Учёные синтезировали и исследовали новый класс соединений для создания противоопухолевых препаратов — комплексы палладия с ациклическими диаминокарбеновыми лигандами и структурно идентичные им комплексы платины.

Комплексы палладия с такими лигандами активно используются в катализе органических реакций, так как позволяют проводить синтезы фармацевтически важных органических соединений в экологически безопасных условиях, но каких-либо сведений об их биологической активности ранее не сообщалось. Разработанные препараты испытали на клетках рака молочной железы и толстой кишки. Для соединений палладия цитотоксичность к неопухолевым клеткам ниже, чем для соединений платины. Выяснилось, что на результат действия препарата влияют сразу несколько факторов.

Кроме хорошей растворимости в воде, важной оказалась структура самих диаминокарбеновых фрагментов в комплексах: первоначальное связывание препарата с ДНК происходит за счёт образования водородных связей между атомами водорода диаминокарбеновых фрагментов и атомами кислорода фосфатных групп. Иными словами, способность соединений к образованию водородных связей влияет на их противоопухолевое действие. Таким образом, ученые впервые обнаружили биологическую активность ациклических диаминокарбеновых комплексов палладия, демонстрирующую многообещающие возможности для противораковой терапии.