Марс — дикое, но прекрасное место, полное загадок. Прекрасным примером этого стала фотография, опубликованная в научном блоге НАСА, на которой сквозь дыру видно полую гору, словно ее кто-то выдолбил.
Что не так с этой дырой на Марсе
NASA/JPL/University of Arizona

Это не результат какого-то странного эксперимента по добыче полезных ископаемых, и гора действительно полая. Но то, что вы видите, — это «окно в крыше» из лавы, продукт древней вулканической активности под поверхностью Марса.

Район, где была обнаружена полая гора, находится на западном склоне вулкана под названием Павонис Монс. В этой местности очень много интересных геологических образований: длинные, извивающиеся лавовые трубки, разломы, и, конечно же, самый большой вулканический кратер.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это некое подобие окна в крыше, сквозь которое видно лавовую трубу. Гора полая, потому что иногда потоки лавы, затвердевая снаружи, продолжают течь внутри. Затем лава уходит, оставляя пещеры. Со временем верхняя часть трубок может обрушаться.

Отверстие на снимке имеет ширину около 35 метров. Обломки рухнувшей внутрь «крыши» видно через образовавшееся отверстие на глубине около 28 метров. Куча щебня на дне должна иметь высоту не менее 62 метров. То есть, сама яма должна была иметь до обрушения глубину не менее 90 метров. Данная марсианская лавовая трубка больше любой из известных на Земле.

В НАСА уже отметили, что подобные образования могут быть прекрасным местом для размещения подземных баз. Кроме того, лавовые трубки защищают от ветров и космического излучения, а значит в них, теоретически, может существовать жизнь.