Миграции голых землекопов оказались луннонезависимыми

Голый землекоп (Heterocephalus glaber) — крайне своеобразное животное. Небольшой грызун (длина тела 8-10 см) проводит почти всю жизнь под землей в норах, сложная система которых подчас достигает глубины двух метров. Землекопы живут колониями, численность которых может достигать пары сотен особей. Они выносливы, маловосприимчивы к боли, почти холоднокровны и очень долговечны. В неволе землекопы доживали до 30 лет, что несомненно является рекордом для грызунов.
Миграции голых землекопов оказались луннонезависимыми

Это животное распространено на востоке Африки — в Эфиопии, Сомали и Кении. Землекопы многочисленны, но из-за своего образа жизни нечасто попадаются людям на глаза.

Иногда зверьки все-таки выходят на поверхность, чтобы найти себе пару, выбрать подходящее место и основать новую колонию. Т.е. выкопать норку. Это событие случается раз в жизни и далеко не с каждым землекопом. Оно происходит по ночам, но «расписание» выходов зверьков на поверхность неясно.

Рабочей гипотезой биологов перед проведением эксперимента было предположение, что землекопы выходят на поверхность в новолуние. Им самим свет не нужен — они очень плохо видят. Зато он может дать дополнительные преимущества хищникам, а любителей грызунов в дикой природе очень много, поэтому логично было бы воспользоваться самыми темными ночами.

Чтобы проверить это предположение ученые окружили выходы из нор землекопов небольшими барьерами. Эти подземные жители не способны ни перепрыгнуть преграду, ни перелезть, поэтому встретив ее на своем пути вынуждены обходить, т. е. идти вдоль. Путь заканчивался садком, где зверек вынужден был дожидаться людей.

Голый землекоп перед садком
African Journal of Ecology

Таким образом ученым удалось поймать девять грызунов, что дало возможность выяснить даты их выхода на поверхность. К удивлению экспериментаторов оказалось, что они совершенно никак не коррелируют с фазами Луны. Грызуны поднимались на поверхность, руководствуясь какими-то другими соображениями.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в African Journal of Ecology.