У неандертальцев был похоронный обряд, считают ученые

Исследователи утверждают, что недавно обнаруженные окаменелости неандертальцев в пещере Шанидар в иракском Курдистане, включая грудную клетку на фотографии, подтверждают гипотезу о том, что неандертальцы хоронили умерших.
У неандертальцев был похоронный обряд, считают ученые
Graeme Barker

Анализ окаменелостей, обнаруженных в пещере Шанидар, показал, что человек был помещен на дно небольшой ямы, которую кто-то преднамеренно выкопал.

Ранее во время раскопок в Шанидаре, которые велись с 1951 по 1960 годы, были найдены окаменелые останки десяти неандертальцев — так называемое «цветочное захоронение», названное так из-за пыльцы, окружавшей кости. Покойный археолог Ральф Солецки, который руководил раскопками, пришел к выводу, что пыльца указывает на погребальный обряд: тела умерших украшались цветами.

Традиция хоронить мертвых, обычно, приписывается только представителям Homo sapiens, то есть нам, так как она подразумевает сострадание членам семьи, заботу и траур по погибшим, и, возможно, духовность, а также веру в загробную жизнь. Если Солецки был прав, неандертальцы могли бы участвовать в различных обрядах, таких как создание наскальных рисунков, что тоже обычно приписывают только H. sapiens.

Однако критики этой гипотезы отмечают, что неандертальцы, спящие в пещере Шанидар в окружении цветов, могли умереть от болезни или в результате полученных травм, их могло просто завалить камнями и землей, на которой выросли растения.

Исследователи считают, что недавно раскопанный неандерталец, получивший имя Шанидар Z, лежал рядом с цветочным захоронением, что усиливает аргумент Солецки — в пещере находилось несколько могил каменного века.

Предварительное датирование почвы, находящейся чуть ниже останков Шанидара Z, предполагает, что человек, чей пол остается неопределенным, жил 70 000 или 60 000 лет назад. Рядом с одним из ребер Шанидара Z лежал заостренный каменный артефакт и непонятно, как он туда попал.

Шанидар Z лежал на дне впадины, на слегка уплотненной почве, что указывает на то, что яма была вырыта намеренно. При этом не было выявлено никаких признаков камнепадов в пещере.

Два камня были обнаружены возле изголовья могилы неандертальца и, возможно, отмечали место захоронения.