Древнейший «бамбук» оказался хвойным

Палеонтологи подчас совершают не только открытия, но и «закрытия». Иногда для этого оказывается достаточным повторное внимательное изучение хорошо известного образца, хранящегося в запасниках какого-то музея.
Древнейший «бамбук» оказался хвойным

В данном случае объектом внимания ученых стало ископаемое растение Chusquea oxyphylla. Его хорошо сохранившийся отпечаток был найден в 1941 году на юге Аргентины и описан палеоботаниками Хоакином Френгуэлли и Лоренцо Пароди, которые посчитали его древним бамбуком — растение и впрямь внешне похоже на него.

Находка была первоначально датирована средним миоценом, позднее выяснилось, что она значительно древнее: это эоцен, порядка 52 миллионов лет назад. Это сделало окаменелость самым древним остатком бамбука и, заодно, предоставило ученым возможность порассуждать об эволюционных путях этой группы растений.

В эоцене Южная Америка входила в состав Гондваны, и ученые, на основании описанной находки, предполагали, что бамбук впервые появился в Гондване и оттуда начал распространяться по планете. При этом большинство ученых судили о Chusquea oxyphylla только по фотографии из публикации 1941 года.

Американский ботаник Питер Уилф (Peter Wilf) из Университета штата Пенсильвания изучил саму окаменелость, хранящуюся ныне в музее естествознания Ла-Платы в Аргентине, и обнаружил, что она не похожа на представителей рода Chusquea или любого другого бамбука.

Ископаемый бамбук
Ископаемый "бамбук" PhytoKeys

"Нет никаких признаков узлов, оболочек, язычков или других особенностей, свойственных бамбуку. Немного напоминают бамбук только места отрыва листьев от ветки. При этом сами псевдопетиолатные листья, сильно сжатые и гетерофациально скрученные, совсем не похожи на характерные листья бамбука. Такие свободно растущие листья не встречаются ни у одного вида бамбука или вообще травянистого растения», — приводятся в пресс-релизе слова доктора Уилфа.

Одним словом, «древний бамбук» оказался хвойным растением, отдаленным родственником елки. По мнению Уилфа, он относится в роду Retrophyllum, шесть видов которого живут в сегодняшних тропиках. Правда, «закрытие» обернулось открытием — прежде считалось, что этот род возник около 20 миллионов лет назад. Теперь выясняется, что он в два с половиной раза древнее.

Уилф предложил переименовать эоценовое растение в Retrophyllum spiralifolium.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в PhytoKeys.