Зачем тюлень носит антенну на голове: исследование Антарктиды

Команда ученых прибегла к помощи симпатичного тюленя, который помог им исследовать ледяные глубины океана и сделать несколько удивительных открытий.
Зачем тюлень носит антенну на голове: исследование Антарктиды

Лиа Зигельман, ученая из Лаборатории реактивного движения NASA, поставила цель собрать информацию об Антарктическом циркумполярном течении — самом сильном океаническом течении в мире, которое удерживает Антарктиду в замороженном состоянии. Чтобы добраться до некоторых из самых негостеприимных областей нашей планеты, Зигельман заручилась помощью морских обитателей. Благодаря им исследователям удалось собрать данные о Циркумполярном течении и о том, как тепло движется между верхним слоем океана к ледяным глубинам.

То, что вы видите на картинке – не шляпа, а высокотехнологичный датчик, который крепится к голове тюленя с помощью безопасного крепления. С этой антенной на голове тюлень проплыл свыше 4500 километров за три месяца, в день совершая до 80 погружений под воду и время от времени погружаясь на глубину свыше 1000 метров.

Заметив, что в поисках корма животное отправилось на восток, в более теплые воды, исследовательская группа отправилась в прямо противоположную сторону. Благодаря этому маневру им удалось точно определить область, где изменяется плотность воды – то есть грань между холодным и теплым фронтом течения. Помогло и то, что разница плотности воды в этих областях создает «карманы», богатые фитопланктоном – основным рационом тюленя.

Кстати, подобный эксперимент далеко не единственный. Вот уже 20 лет ученые прикрепляют в к морским обитателям датчики, чтобы в пассивном режиме собирать уникальные данные о морских глубинах. По словам представителей NASA, с 2014 года подобные мероприятия начали «обеспечивать набор океанографических данных с беспрецедентно высоким разрешением» — что, конечно, существенно облегчает работу ученых.

В статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи опровергают бытовавшее ранее представление о том, что теплые слои воды перемещаются с поверхности океана в его глубины. Коллеги Зигельман отмечают, что собранные экспедицией данные помогут понять, как мощные течения влияют не только на Антарктиду, но и на климат нашей планеты в целом. Ученая надеется, что в будущем все больше исследователей будет прибегать к помощи морских животных, учитывая то, насколько эффективной может быть их поддержка – даже если сами носители датчиков ни о чем не подозревают.