Новое свидетельство помогает разрешить спор о том, до какого года Homo erectus прожил на индонезийском острове Ява, прежде чем вымереть.
Ученые определили дату исчезновения человека прямоходящего
Mark Thiessen, courtesy of National Geographic
Кирилл Панов

Homo erectus или человек прямоходящий — это человекоподобный вид, который распространился из Африки в Европу и Азию примерно 2 миллиона лет назад. В конце концов он достиг индонезийского острова Ява, после чего вымер. Ученые заявили, что решили спор о том, как давно последний известный Homo erectus обитал на острове.

Новые данные свидетельствуют о том, что самым поздним останкам прямоходящего примерно 117 000−108 000 лет. Это выяснила команда ученых, возглавляемая геохронологами Яном Ризалом из Индонезийского технологического института Бандунг и Керой Веставей из Университета Маккуори в Сиднее. Результаты исследования были опубликованы в Nature.

Если это действительно так, то найденные останки станут самыми свежими, если так можно выразится, окаменелостями человека прямоходящего. То есть, гоминид жил в одно время с некоторыми другими видами Homo, существовавшими в Юго-Восточной Азии более 100 000 лет назад.

В результате раскопок на острове Ява с 1931 по 1933 годы было обнаружено 12 черепов и две кости голени Homo erectus. С тех пор из-за путаницы со слоями наносов и относительно первоначального местоположения выкопанных окаменелостей ученые никак не могли прийти к общему мнению по поводу их возраста.

В отчете 1996 года указывался возраст 53 000 и 27 000 лет, что заставляло думать, что человек прямоходящий жил в Индонезии в одно время с Homo sapiens, который появился там около 60 000 лет назад. Но более поздний анализ значительно увеличил предполагаемый возраст окаменелостей с Явы — 550 000 лет.

В новом исследовании говорится о том, что ученые обнаружили место, где были найдены окаменелости Homo erectus, а затем там же выкопали и датировали окаменелости животных. Оценка возраста основывается на степени распада радиоактивного урана в костях и повреждения зубной эмали в результате естественной радиоактивности почвы, а от космических лучей — частиц из космоса, которые постоянно бомбардируют Землю.

Таким образом, Homo erectus и человек разумный, наш предок, не пересекались на острове Ява.

«Теперь нам просто нужно выяснить, что именно произошло, когда Homo Sapiens впервые прибыл в Юго-Восточную Азию», — говорит палеоантрополог Мэтью Точери из Университета Лейкхед в Тандер-Бей (Канада), который не принимал участия в исследовании.