Ученые показали связь между качеством сна и уровнем тревоги

В новом исследовании ученые показали, как сон (качественный сон или же бессонница) влияет на тревожность.
Ученые показали связь между качеством сна и уровнем тревоги

В новой работе специалисты исследователи 18 здоровых взрослых добровольцев — в рамках двух экспериментальных сессий. В ходе одной из них участники эксперимента хорошо выспались ночью, а наутро им показали ролик, вызывающий отвращение (предназначенный как раз для вызова такой эмоциональной реакции).

В рамках другой же участники бодрствовали всю ночь, занимаясь различными активностями — читая, смотря фильмы, играя в настольные игры; и после этого, утром, им демострировался подобный ролик.

После данных сессий добровольцам замеряли уровень тревоги с помощью психологического теста State-Trait Anxiety Inventory. Результаты показали, что ночь без сна вызвала у участников повышение уровня тревоги примерно на 30 процентов. Ученые отмечают, что 78 процентов участников, проведших бессонную ночь, сообщали об усилении тревожности. Более того, как указывается, уровни тревоги у половины добровольцев превзошли уровни, которые считаются границей для симптомов клинических тревожных расстройств.

Ученые также провели фМРТ-сканирование мозга участникам эксперимента. Сканы показали, что в результате бессонной ночи эмоциональная реактивность повышалась в миндалевидном теле (которое помогает контролировать наш рефлекс «бей или беги»), а также в дорсальной части передней поясной коры, которая активируется при негативном эмоциональном отклике. Медиальная префронтальная кора же, помогающая регулировать, в частности, тревогу, была практически «выключена».

При этом, как обнаружили исследователи в рамках первого эксперимента, у участников, погрузившихся в глубокий сон на наиболее длительное время, затем наблюдались самые низкие уровни тревоги.

Как отмечают авторы работы, их исследование демонстрирует, что бессонница может провоцировать повышение уровней тревоги у людей, не страдающих клинической тревожностью при достаточном сне.

Специалисты позже провели дополнительные исследование, в частности онлайн-исследование, включающее более 300 участников, отвечавших на вопросы о качестве сна по ночам и уровнях тревоги днем. По словам ученых, они установили, что даже небольшие нарушения в качестве сна от одной ночи к другой могут негативно сказаться на уровне тревоги; при этом исследователи отмечают, что, как показывают результаты, даже небольшие улучшения в качестве сна имеют потенциал снижать тревожность.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Nature Human Behaviour; кратко о результатах сообщается в пресс-релизе на сайте Калифорнийского университета в Беркли.