Обнаружена самая небольшая из известных черных дыр

Исследователи обнаружили самую небольшую из известных на данный момент черных дыр, которая может относиться к новому классу данных объектов.
Небольшая черная дыра, вращающаяся вокруг гигантской звезды, в художественном представлении
Jason Shults/Ohio State University

Долгое время считалось, что черные дыры разделяются на два класса по своим размерам — на черные дыры солнечных масс, масса которых составляет примерно 5-30 солнечных, и сверхмассивные черные дыры, находящиеся в центре галактик и имеющие массу в несколько миллионов солнечных.

Впрочем, сейчас ученые полагают, что существуют и черные дыры средних масс — черные дыры с массами между 100 и 10 000 солнечных. И кроме того, предполагается, что есть и ультрамассивные черные дыры — с массами в более чем 10 миллиардов солнечных. При этом есть и еще один пробел в классификации — черные дыры с массами меньше, чем пять солнечных: теоретически они должны быть, но их почему-то не находили. Теперь же, однако, такую черную дыру обнаружили. (Считается, что когда звезда коллапсирует, она превращается либо в черную дыру, либо в нейтронную звезду. Граница, как полагают ученые, находится на уровне примерно 2,1 солнечной массы — если звезда меньше, она коллапсирует в нейтронную звезду, если больше — в черную дыру.)

В рамках нового исследования ученые проанализировали данные, собранные Apache Point Observatory Galactic Evolution Experiment (APOGEE). Исследователи смотрели на изменения в излучении звезд, которые могли бы сообщить о том, что вокруг них вращается некоторый объект. Из находившихся в базе 100 000 звезд специалисты сфокусировали на 200, наиболее интересных. Далее ученые составили собрали тысячи изображений каждой из звезд из данных, полученных All-Sky Automated Survey for Supernovae.

Благодаря этому исследователи смогли сфокусироваться на одном потенциальном кандидате. Они обнаружили, что вокруг гигантской звезды 2MASS J05215658+4359220 вращается некий объект — как смогли предположить специалисты на основе дальнейшего изучения, он может представлять собой черную дыру с массой в 3,3 солнечной. Таким образом, ученые, возможно, нашли одну из первых черных дыр нового класса.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Science; кратко о результатах сообщается в пресс-релизе на сайте Университета штата Огайо.