На острове Наксос люди появились более 200 тыс. лет назад

Как выяснили ученые, люди добрались до острова Наксос, располагающегося в Эгейском море, намного раньше, чем предполагалось: более 200 000 лет назад.
Теги:
Carter et al. / Science Advances, 2019

Международная группа исследователей обнаружила на острове Наксос в Эгейском море следы присутствия людей, датируемые более чем 200 000 годами. В ходе раскопок в северо-западной части Наксоса, рядом с городом Стелида, проводимых с 2013 года, ученые нашли примерно 12 000 каменных орудий: они были найдены в слоях, верхнему из которых — 13-14 тысяч лет, а нижнему — 189-220 тыс.

Ранее предполагалось, что средиземноморские острова были заселены всего лишь 9 000 лет назад: считалось, что только люди современного типа — Homo sapiens — были способны строить лодки и плоты (таким образом, ученые полагали, что Эгейское море, отделяющее западную Анатолию (современную Турцию) от континентальной Греции, было непреодолимым для неандертальцев и других Homo, а единственный возможный для них путь в Европу и из нее был перешеек на месте Босфорского пролива). Впрочем, это предположение было опровергнуто — в частности, было обнаружено, что на индонезийском острове Флорес люди появились примерно миллион лет назад (они должны были достигнуть его по воде).

Обнаруженные на Наксосе орудия указывают, что неандертальцы достигли острова более 200 000 лет назад — и возможно, что они добрались до него по воде (впрочем, как отмечают ученые, возможно также, что они достигли острова по суше — в ходе ледникового максимума).

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Science Advances; кратко о результатах сообщается в пресс-релизе на сайте ScienceDaily.