В атмосфере суперземли в зоне обитаемости впервые нашли водяной пар

Астрономы обнаружили в атмосфере экзопланеты K2-18b, относящейся к классу суперземель и располагающейся от нас примерно в 110 световых годах, водяной пар. Отмечается, что это первый случай обнаружения водяного пара в атмосфере суперземли, находящейся в обитаемой зоне своей звезды.
K2-18b в художественном представлении
ESA/Hubble, M. Kornmesser

K2-18b вращается вокруг красного карлика примерно в 110 световых годах от Земли, в созвездии Льва. K2-18b приблизительно в восемь раз массивней Земли и имеет радиус примерно в 2,5 земного; она относится к классу суперземель. При этом K2-18b располагается в обитаемой зоне своей звезды — в той области вокруг звезды, где, как предполагают ученые, планеты могут иметь воду в жидкой фазе. И теперь специалисты смогли обнаружить в атмосфере K2-18b водяной пар; это первый случай в истории, когда ученым удалось найти водяной пар в атмосфере потенциально жизнепригодной суперземли (вообще же, водяной пар находили и на других мирах за пределами Солнечной системы).

Впрочем, условия на K2-18b, по-видимому, довольно сильно отличаются от таковых на Земле. Так, из-за более крупных размеров гравитация на поверхности суперземли будет намного сильнее, чем на нашей планете; кроме того, красные карлики, как считается, являются более активными, чем Солнце, так что планета, вероятно, подвергается более сильному УФ-излучению.

K2-18b была найдена еще в 2015 году — при помощи космического телескопа «Кеплер». Водяной же пар ученые смогли найти в ее атмосфере лишь теперь — на основе данных телескопа «Хаббл», собранных в 2016 и 2017 гг. Помимо водяного пара, астрономы детектировали в атмосфере K2-18b водород и гелий.

Разумеется, открытие делает K2-18b одной из наиболее интересных целей для будущих наблюдений — в частности, при помощи нового мощного телескопа «Джеймс Уэбб» (который, к слову, был недавно впервые полностью собран).

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Nature Astronomy.