Описан ранее неизвестный гигантский птерозавр

Вновь изучив окаменелости птерозавров, найденные в канадской провинции Альберта, палеонтологи описали новый, ранее неизвестный род и вид этих древних животных. Он оказался одной из крупнейших когда-либо зарегистрированных летающих рептилий.
Cryodrakon boreas в художественном представлении
Davis Maas

Новый род и вид получил название Cryodrakon boreas (в переводе — «холодный дракон северных ветров»). Он относится к семейству аждархидов (Azhdarchidae) и жил, согласно ученым, приблизительно 77 миллионов лет назад. Отмечается, что Cryodrakon boreas был одной из крупнейших известных летающих рептилий — с размахом крыльев до 10 метров.

Окаменелости, по которым был описан новый вид, были впервые найдены 30 лет назад, и долгое время специалисты считали, что они принадлежат другому птерозавру — Quetzalcoatlus; данные птерозавры имели размах крыльев до 10,5 метра. Теперь же, повторно изучив окаменелые остатки, ученые сумели открыть новый вид (отмечается, что окаменелости включали скелет, по-видимому, молодой особи Cryodrakon — с размахом крыльев всего пять метров; впрочем, среди других остатков были и те, что принадлежали взрослым особям, — например, крупный шейный позвонок, по которому ученые и сделали вывод, что взрослые Cryodrakon могли иметь размах крыльев до 10 метров).

Cryodrakon boreas в художественном представлении
Davis Maas

Как указывается, в сравнении с Quetzalcoatlus, весившим около 250 килограммов, птерозавр Cryodrakon был, вероятно, несколько тяжелее и имел, как предполагают ученые, более крепкое телосложение. Среди отличий Cryodrakon от Quetzalcoatlus — более короткие и широкие шейные позвонки, наличие дополнительного отверстия в шейных позвонках, а также более тонкая плечевая кость.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Journal of Vertebrate Paleontology; кратко о результатах сообщается в пресс-релизе на сайте EurekAlert!.