Телескоп детектировал странный кратковременный рентгеновский источник

В галактике NGC 6946, известной также под названием «Фейерверк», космический телескоп обнаружил несколько очень ярких рентгеновских источников. В новом исследовании ученые, в частности, предложили возможные объяснения одному из этих источников, который появился и исчез за считанные недели.
Телескоп детектировал странный кратковременный рентгеновский источник
NASA/JPL-Caltech

Как отмечает NASA, зеленое пятно, заметное на изображении недалеко от центра галактики, в ходе первого наблюдения с помощью NuSTAR (основная задача данного телескопа — изучение сверхновых) видимо не было, однако ярко засияло в начале второго наблюдения, через 10 дней. Вскоре же телескоп «Чандра» обнаружил, что данный источник — сверхяркий рентгеновский источник (он получил название ULX-4, так как является четвертым таким источником, детектированным в NGC 6946) — исчез. При этом отмечается, что света видимого диапазона в области источника детектировано не было, что, по-видимому, исключает вероятность того, что это сверхновая.

В новом исследовании ученые проанализировали детектированные ULX в NGC 6946, в частности предположили, чем может быть ULX-4: согласно одной из версий, в случае с ULX-4 свет исходил от поглощения объекта — возможно, звезды — черной дырой. Когда объект подходит достаточно близко к черной дыре, гравитация последней может разорвать его — и части начнут вращаться на близкой к дыре орбите: вещество на внутреннем краю этого диска будет двигаться очень быстро — сильно нагреется и начнет излучать в рентгеновском диапазоне. (Обычно ULX — долговременные: их может создавать относительно длительное поглощение черной дырой звезды. Кратковременные ULX же, такие как ULX-4, гораздо более редки, и вероятно, их может создавать быстрое уничтожение черной дырой небольшой звезды.)

Ученые, впрочем, предлагают и другое объяснение. Так, согласно им, источником ULX-4 может быть нейтронная звезда. Нейтронными звездами называются крайне плотные объекты, сформированные в результате взрыва звезды, которая не была достаточно массивной, чтобы сформировать черную дыру. С примерно такой же массой, как у Солнца, но при этом с очень небольшими размерами, нейтронная звезда, как и черная дыра, может притягивать материал, создавая вокруг себя быстродвижущийся диск: это, в свою очередь, также может производить ULX. При этом нейтронные звезды крайне сильные магнитные поля, благодаря чему могут создаваться «каналы», по которым вещество будет попадать на поверхность. Эти каналы, однако, как объясняют ученые, могут стать препятствием на пути материала — если нейтронная звезда вращается особенно быстро. Из-за этого звезда может не стать ярким рентгеновским источником — за исключением тех моментов, когда все же веществу удается достичь ее поверхности: это как раз одно из возможных объяснений ULX-4, предложенных исследователями (если данный источник «зажжется» вновь, это может поддержать данное предположение).

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Astrophysical Journal.