Доисторические умельцы: как неандертальцы делали клей

Ученые давно знали о том, что неандертальцы использовали при изготовлении оружия и орудий клей, изготовленный преимущественно из бересты. Традиционно считалось, что его получение требовало прокаливания исходного материала без доступа воздуха.
Доисторические умельцы: как неандертальцы делали клей
East News

Это, очевидно, требовало недюжинных для каменного века инженерных усилий. Надо было создать герметично закрывающуюся печь, тигель или аналог таковых. Нечто подобное делали в историческое время люди при перегонке древесины в деготь: этот процесс происходил либо в обложенной камнем и герметизированной яме, либо в специальной печи, либо в прокаливаемых керамических горшках. Деготь, правда, не обладает клеющими свойствами, напротив он традиционно использовался в качестве смазки, но суть дела от этого не менялась — нужные свойства появлялись при использовании других исходных материалов.

Все это требует интеллекта. Неандертальцы представали перед нами как люди, умеющие думать и принимать непростые, при их-то знаниях, решения.

Как выясняется, все могло быть куда проще.

Команда исследователей из Германии и США установила, что существует куда более простой способ получения клея из бересты. Для этого березовую кору всего-навсего надо сжечь рядом с некоей стенкой, сложенной из чего-то более-менее ровного (результат процесса потом придется соскребать) и негорючего. Речная галька вполне подойдет.

Как пишут ученые (мы их пока не проверяли), липкое смолообразное вещество, оседающее на камнях, вполне может выполнять функцию клея, тем более, что его состав сходен с археологическим материалом. Его образование в заметных количествах требует примерно трехчасового горения.

Для проверки клеящих свойств авторы использовали роботизированный манипулятор, который 170 раз пытался выдернуть вклеенный в трещину ветки осколок камня, воздействуя на него со строго определенной силой. Робот успеха не добился.

Результатом своих стараний ученые полагают фактическое исчезновение одного из аргументов, прежде приводившихся в поддержку версии о вполне человеческом, если не более, интеллекте неандертальцев.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в PNAS.

dmitri anokhn
dmitri anokhn 09 Апреля 2021, 13:23
Сдаётся мне, что неандерталы были поумнее нас
Кебаб Аллахвердиев 19 Июля 2021, 09:15
Про НАС не уверен, но, что были умнее Димки это точно))
Денис Маторин
Денис Маторин 01 Апреля 2021, 10:22
Меня просто вырубает, когда люди говорят, что древние люди были, тупея паровоза, не было интеллекта у них - вы разговаривали с ними, вы видели их, что бы делать свои умозаключения?! За тысячи лет катастроф, потопов, пожаров – металл сгниёт, разложиться даже цвет мет, пластиковые бутыли, тоже превратиться в прах, и вы хотите что-то найти?!
Кебаб Аллахвердиев 19 Июля 2021, 09:17
Вы учёный? Сколько археологических экспедиц прошли? Сколько опытов провели? Вот именно, а ещё куда-то лезете со своим диванным мнением. Facepalm ))
Victor Stiv
Victor Stiv 10 Сентября 2019, 11:59
Многие наши современники топят печи в домах и банях. Но я не слышал, что бы кто то из них при этом придумал суперклей. Означает ли это, что они не способны к "инженерным усилиям", сосредоточится более, чем на 3 часа и тупее живших 40 тысячелетий назад неандертальцев?
Кебаб Аллахвердиев 19 Июля 2021, 09:18
Ну может потому никто из них суперклей не придумал, что им в современном мире и не надо было его придумывать в отличие от древних обезьян, не?
Вячеслав Горчаков
Вячеслав Горчаков 22 Августа 2019, 10:52
Ошиблись исследователи или переводчики. Дёготь жидкость и не может быть клеем. Неандертальцы могли использовать размягчаемый теплом природный битум, либо "клей" из смолы. Например, такой https://domsdelat.ru/poleznie-soveti/samyj-krepkij-klej-na-osnove-smoly-i-drevesnogo-uglya-svoimi-rukami.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Кебаб Аллахвердиев 19 Июля 2021, 09:20
В статье прямо говорится, что "Деготь, правда, не обладает клеющими свойствами, напротив он традиционно использовался в качестве смазки, но суть дела от этого не менялась". Может стоит по-внимательней читать?
pedrotomos maldivskiy
pedrotomos maldivskiy 20 Августа 2019, 19:45
Так вот ты какой, клей БФ-6.