Опровергнуты традиционные представления об эволюции иммунитета

Крестьяне, занимающиеся земледелием, годами остаются на одном месте. Скотоводы мобильнее, но они часто контактируют со своими животными. Все это, в совокупности, создает неплохие условия для размножения патогенных организмов, которые чаще заражают людей. Значит, иммунная система крестьян должна быть сильнее, чем у первобытных охотников, живших на лоне совсем дикой природы, — ведь крестьянский иммунитет чаще подвергается суровым испытаниям, а его носители — естественному отбору.
Опровергнуты традиционные представления об эволюции иммунитета

Примерно так, только, разумеется, длиннее и сложнее, полагают современные ученые в том числе и те, кто занимается проблемами эволюции иммунитета профессионально. Между тем, эта точка зрения до недавнего времени оставалась экспериментально не проверенной.

Исправить этот недочет попытались американские иммунологи, избравшие в качестве объектов исследования людей из племен бакига и батва, живущих рядом друг с другом на юго-западе Уганды. Первые из них занимаются сельским хозяйством и ведут оседлую жизнь. Вторые до относительно недавнего времени были вполне первобытными охотниками-собирателями. Сейчас их жизнь меняется, батва в 1991 году были переселены из джунглей в стационарные поселки. Поэтому исследователи ограничились людьми, достоверно рожденными до этого года, генетика которых не несет на себе отпечатка современной истории народа.

По генетическим данным, батва и бакига разошлись примерно 60 тысяч лет назад. Это родственники, но очень далекие — эпоха их родства сопоставима по давности с временем появления Homo sapiens. И уж точно 60 тысяч лет назад в Африке не было сельского хозяйства, посему логично полагать, что один из народов не занимался им никогда.

Налаживание дружеских связей с бакига и батва, позволивших взять у них образцы крови, заняло три года.

Взятые образцы были подвергнуты воздействию двух реагентов, один из которых имитировал вирусную инфекцию, а второй — бактериальную. Выяснилось, что реальность полностью противоположна привычной ученым точке зрения: иммунитет охотников-собирателей оказался заметно сильнее, чем у крестьян. Причины этого пока неясны.

Авторы подчеркивают, что речь идет именно об иммунных реакциях, связанных с генетикой, причем в результате относительно недавних мутаций.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в Nature Ecology & Evolution.