Самая массивная черная дыра: абсолютный чемпион

Черные дыры могут быть довольно большими, но даже среди них есть специальный класс для совсем уж монструозных по своей массе представителей. И, как будто этого было мало, недавно астрономы обнаружили «абсолютного чемпиона» среди черных дыр — его масса превышает массу нашего светила в 40 000 000 000 раз!
Самая массивная черная дыра: абсолютный чемпион
istockphoto

Эта область космоса — самая большая черная дыра, которую можно обнаружить, отслеживая движение звезд вокруг нее. Она находится в центре галактики Holmberg 15A, сверхгигантской эллиптической галактики, отстоящей от нас примерно на 700 миллионов световых лет. В свою очередь, сама галактика находится в центре галактического скопления Abell 85.

Авторы новой работы уверяют, что «это самая массивная черная дыра с прямым динамическим обнаружением в локальной вселенной». Уточнения про прямое обнаружение не случайны — ведь если их не учитывать, то рекордсменом стоит считать квазар TON 618. Согласно косвенным измерениям и предварительным подсчетам, его масса превышает массу Солнца в 66 миллиардов раз.

Стоит отметить, что при 40 миллиардах солнечных масс горизонт событий черной дыры будет так велик, что в нем поместится вся Солнечная система. Плутон, в среднем, отстоит от Солнца примерно на 39,5 астрономических единиц (AU). Считается, что гелиопауза — когда солнечный ветер уже недостаточно силен для преодоления межзвездного пространства — в нашей системе составляет около 123 а.е.

Астрономы подчеркивают, что «сверхмассивная черная дыра Holm 15A в 4-9 раз больше, чем ожидалось, учитывая выпуклую звездную массу галактики и дисперсию ее звездной скорости». Судя по всему, сама гигантская галактика сформировалась в результате столкновения двух малых в далеком прошлом. Астрономы намерены продолжить изучение захватывающего дух феномена, проводя более сложное и детальное моделирование и сравнивая результаты теоретических расчетов с фактическими наблюдениями, чтобы попытаться выяснить, как именно внутри двух столкнувшихся галактик образовалась такая чудовищная черная дыра.

Эта оранжевая вспышка – сверхмассивная черная дыра M 87. Она стала первой в истории дырой, которую ученым удалось запечатлеть на фотоснимке
Event Horizon Telescope Collaboration

Как ученые обнаруживают и «взвешивают» черные дыры?

Несмотря на то, что массивные черные дыры и правда черные, то есть – совсем не излучают свет, астрономы все равно научились их обнаруживать и даже выявили для этого несколько способов:

• Во-первых, найти черную дыру можно, проследив за обращением звезд. Так, если небесные тела вращаются вокруг места, в котором на первый взгляд ничего нет, скорее всего – там есть черная дыра. Как раз таким способом ученые выдвинули предположение, что черная дыра находится в центре Галактики.
  • Известно, что главная опасность черной дыры заключается в том, что она активно всасывает в себя материю из окружающего пространства. Именно изучение таких процессов помогает ученым выявлять черные дыры. Приближаясь к горизонту событий сферически-симметричной черной дыры, частицы начинают испытывать сильное ускорение и начинают излучать в рентгеновском диапазоне. Так, когда в какой-то части Вселенной происходит подобное излучение, астрономы делают вывод, что там находится черная дыра.
  • Еще один интересный процесс, который может помочь ученым определить наличие черной дыры – их слияние. При нем возникает гравитационное излучение, которое многократно умножает выделяемую энергию в виде гравитационных волн. Обнаружить это сегодня пытаются ученые обсерваторий LIGO.

Ученые пока что не могут утверждать, что в какой-то из точек пространства находится именно одна конкретная черная дыра. Однако поводов для сомнений, что черные дыры существуют, у астрономов нет.

Чтобы измерить массу черной дыры, сегодня ученые используют инновационный метод. Он основывается на наблюдениях за движением угарного газа в центре галактик с помощью мощных телескопов. Такие устройства могут работать в миллиметровом диапазоне и позволять ученым определять массу дыр.

Опасны ли черные дыры для человечества?

Стоит помнить, что столкновение с крупным астероидом или планетой намного более вероятно и опасно для Земли, чем черные дыры. Поэтому сильно переживать об этих космических явлениях нет смысла. Черные дыры – слишком большие объекты, чтобы оказаться около Земли внезапно и незаметно. Даже если черная дыра начнет приближаться к земле (а этого пока не происходит), процесс займет миллионы лет и уж точно не случится на нашем веку.

Новые черные дыры ученые обнаруживают постоянно, но некоторые из них удивляют и даже пугают своей величиной

Топ-5 самых больших черных дыр

TON 618 – самая гигантская черная дыра, известная ученым на сегодняшний день. Но во Вселенной существуют и другие дыры, которое тоже впечатляют своими размерами.

5-е Место APM 08279 + 5255

Эта черная дыра, яркость которой равна одному квадриллиону яркости Солнца, находится в созвездии Рысь. По разным методам измерения, эта сверхмассивная черная дыра достигает от 10 до 23 миллиардов солнечных масс. Интересно, что по расчетам ученых, у APM 08279 + 5255 есть столько воды, сколько нужно, чтобы заполнить все океаны Земли более 100 триллионов раз.

4-е Место NGC 6166

Черная дыра, расположенная в созвездии Геркулеса, считается одной из самых ярких эллиптических галактик. Масса NGC 6166 – в 30 миллиардов больше массы Солнца.

3-е Место H1821 + 643

В созвездии Драко расположился H1821 + 643 – сильно светящийся казар. Масса этой черной дыры достигает 30 миллиардов солнечных масс. Внутрикластерная среда скопления отличается от других более низкой температурой и энтропией.

2-е Место IC 1101

Астрономы выяснили, что масса IC 1101 в 40-100 раз больше массы Солнца. Черная дыра находится в 1,04 миллиардах световых лет от Земли. Внутри скопления – большое количество звезд золотистого оттенка.

1-е Место S5 0014 + 81

Недалеко от созвездия Цефея расположилась черная дыра S5 0014 + 81. Сейчас это 6-й самый яркий квазар, известный ученым. Его яркость достигает 10 41 Вт, что в 25 000 раз ярче всех звезд Млечного Пути. Кстати, скопление в 40 миллиардов раз массивнее Солнца.