Радиоактивное облако накрыло Европу: виноват завод «Маяк»?

Международная группа экспертов опубликовала новую работу, в которой указывает на возможность катастрофы на российском заводе «Маяк», из-за которой Европу накрыло загадочное облако радиоактивных частиц. «Росатом» продолжает отрицать это.
Радиоактивное облако накрыло Европу: виноват завод «Маяк»?

В 2017 году в Европе было зафиксировано облако, состоящее из радиоактивных частиц. Пик излучения — в виде чрезвычайно высокой концентрации радиоактивного изотопа рутения-106 в воздухе — был обнаружен учеными в октябре 2017 года, но источник резкого радиационного всплеска (почти в 1000 раз больше нормального уровня) никогда не был подтвержден окончательно.

В то время многие предполагали, что за этот инцидент были ответственны ядерные объекты России- несмотря на опровержения со стороны российских властей. Недавно международная группа из почти 70 ученых, возглавляемая исследователем радионуклидов Оливье Массоном из Института радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN) во Франции, предложила свою версию произошедшего.

Примечательно, что представитель Росатома сообщил агентству ScienceAlert, что корпорация оспорила новые выводы и опровергла информацию о предполагаемой случайной утечке, заявив, что сценарий случайного выброса был «противоречивым».

«Исходя из распределения концентрации в воздухе и химических факторов, можно предположить, что выброс произошел в Южно-Уральском регионе», объясняют исследователи в своей новой статье. Массон и его команда проанализировали более 1300 измерений радиоактивного облака, зарегистрированных 176 измерительными станциями в почти 30 странах.

Хотя выброс радиоактивных веществ в воздухе не наносил вреда здоровью человека, он, тем не менее, стал наиболее серьезным выбросом радиоактивных материалов после аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году — с максимальными значениями 176 миллибеккерелей изотопа на кубический метр воздуха. Вскоре после релиза российские официальные лица предположили, что радиационный всплеск мог быть вызван разрушением спутника, когда из батареи космического корабля, возвращающегося в атмосферу Земли, высвобождается изотоп.

Однако новое исследование утверждает обратное

«Измерения указывают, что наибольшее единичное выделение радиоактивности произошло в результате промышленной деятельности, вероятно заводской», говорит один из исследователей, радиоэколог Георг Штайнхаузер из Университета Ганновера. В частности, новые данные, основанные на моделировании движения воздушных масс во время происшествия, указывают на то, что российский ядерный комплекс «Маяк» на Южном Урале «должен рассматриваться как вероятный кандидат на выброс», заключают исследователи.

Эта точка зрения соответствует ранним подозрениям, датированным ноябрем 2017 года, хотя российская государственная атомная корпорация «Росатом» с тех пор настаивает на обратном. Ее представители обращают внимание на то,, что нормальные показания в почве вокруг объекта — свидетельство непричастности «Маяка» к произошедшему. Если бы выброс рутения-106 возник по его вине, то и концентрация изотопа в почве была бы в тысячи раз выше.

Новые данные заставляют усомниться в правдивости этих утверждений, однако, команда исследователей предположила, что авария могла произойти на «Маяке», когда ученые пытались произвести изотоп церий-144 для последующего использования в нейтринных экспериментах в Национальной лаборатории Гран Сассо в Италии, как ранее предполагалось.

«Мы смогли продемонстрировать, что авария произошла при переработке отработавших топливных элементов на очень поздней стадии, незадолго до конца технологической цепочки», говорит Штайнхаузер. «Несмотря на то, что в настоящее время нет официального заявления, у нас есть очень хорошее представление о том, что могло бы произойти».

Если моделирование исследователей верное, авария произошла где-то в конце сентября 2017 года, 25 или 26 числа этого месяца — спустя почти ровно 60 лет после одной из самых страшных ядерных аварий в истории на том же месте. Речь идет о Кыштымской катастрофе, которая считается третьей самой серьезной ядерной аварией за всю историю в Международной шкале ядерных событий.

Хотя ничто в новом исследовании не может окончательно доказать, что авария на площадке «Маяка» была источником радиоактивного шлейфа, другие свидетельства указывают на то же самое. Речь идет об исследование нейтрино, которое должно было проводиться в Италии (проект SOX), но было отменено через несколько месяцев после того, как было зафиксировано радиоактивное облако. Эксперты связывают это с тем, что церий-144, необходимый для экспериментов, не был получен в результате сбоя работы завода.

valery rubakov 05 Августа 2019, 08:31
"...вообще-то через среднюю азию, азербайджан, армению и черное море дует в противоположном направлении, в Европу))" *** Тебе бы в гидромет идти работать... было бы забавно наблюдать как в Европе борются атлантические циклоны с ветрами из Африки, а "побеждают" ветры из Средней Азии. Посмотрел бы хоть на преобладающую розу ветров во Франции, Голландии, Германии. А европейцы точно лучше понимают в погоде дома. Когда им надо у них и ветер задует в другую сторону. А некоторые западнофилы в рот им смотрят постоянно, своих мозгов не имея.
Igoo
Igoo 04 Августа 2019, 22:16
вообще-то через среднюю азию, азербайджан, армению и черное море дует в противоположном направлении, в Европу))) Уж кто, а европейцы лучше вас понимают в погоде) Замечательно, что Росатом, отрицая аварию на Маяке, молчит о том какая "гордость родины" там пролетела над Уралом... А он уж точно в курсе)
valery rubakov 04 Августа 2019, 16:06
Совершенно верно. И сейчас дым от лесных пожаров в Сибири достигает западного побережья Америки, т.е. перемещается на восток. Но никак не наоборот в Европу.
Илена Кравец
Илена Кравец 02 Августа 2019, 12:43
В Австрии увидели рутений из Челябинска при том, что воздушные массы на Земле движутся с Запада на Восток. Хоть бы климатологию взглянули. Атлантические циклоны доходят до Хабаровска и никак иначе. Тайфуны дальше Дальнего востока не доходят. Надоело это высасывание обвинений из пальца!
Axel Sergeevich
Axel Sergeevich 01 Августа 2019, 23:26
Это каким таким боком рутений-106 связан с церием-144 в технологическом процессе? И почему не зафиксировано других изотопов? И ещё есть момент и немаловажный: Уральские горы! Да ещё и осень, когда северо-атлантическ й циклон продавливает на континент.
valery rubakov 02 Августа 2019, 00:12
"Хотя ничто в новом исследовании не может доказать... " ... "А сейчас данная тема вновь возрождается с подачи американцев." >>> И это в разделе "НАУКА". Чего удивляться-то? "Ноги" ПМ откуда растут...? «TechInsider» (англ. Popular Mechanics) — американский научно-популярный журнал, издаваемый с 1902 года на английском языке. С 1958 года принадлежит Hearst Communications. ..."На русском языке издаётся с 2002 года по лицензии[4]"
Александр Романов
Александр Романов 01 Августа 2019, 17:53
"Хотя ничто в новом исследовании не может доказать... "- собственно, на этом можно и закончит эту провокацию. Европейцам так и не удалось ничего доказать 2 года назад. А сейчас данная тема вновь возрождается с подачи американцев. Видимо фантазия иссякает, во и мутят воду.