Астрономы изучили атмосферу планеты, не похожей ни на одну в нашей системе

Ученые обнаружили уже более 4 000 экзопланет — планет за пределами Солнечной системы, однако об их атмосферах известно очень мало. Недавно, впрочем, астрономы смогли изучить атмосферу планеты GJ 3470 b — экзопланеты, не похожей ни на одну планету в нашей системе.
NASA, ESA and D Player (STSci)

GJ 3470 b, находящуюся в созвездии Рака, обычно относят к классу суперземель или же мининептунов; ее масса составляет примерно 12,6 земной и находится как раз между массами Земли и Нептуна (его масса составляет более 17 земных). В нашей Солнечной системе подобных планет нет, однако в целом они считаются довольно распространенными.

Благодаря спектроскопическим наблюдениям GJ 3470 b космическими телескопами «Хаббл» и «Спитцер» ученые смогли больше узнать об атмосфере планеты, и результаты оказались довольно неожиданными. Оказалось, что атмосфера GJ 3470 b состоит в основном из водорода и гелия, напоминая состав солнечный атмосферы. «Мы ожидали увидеть атмосферу, богатую более тяжелыми элементами, такими как кислород и углерод, которые формируют много водяного пара и метана, — примерно то же, что мы видим на Нептуне, — отмечает Бьерн Беннеке (Björn Benneke). — Вместо этого мы увидели атмосферу, настолько бедную тяжелыми элементами, что ее состав напоминает атмосферу Солнца, которая богата водородом и гелием».

NASA, ESA, and L. Hustak (STScI)

GJ 3470 b находится довольно близко к родительской звезде. Как она оказалась на таком расстоянии от звезды при данных размерах, ученые точно не знают. Планеты класса «горячие юпитеры», как считают ученые, формируются далеко от своих звезд и затем перемещаются ближе к ним: GJ 3470 b же, согласно исследователям, образовалась, скорее, там же, где находится сейчас. На основе анализа новых данных специалисты считают, что GJ 3470 b родилась в виде сухой глыбы рядом со звездой, а затем начала быстро аккретировать водород от протопланетного диска, однако планета не смогла получить его достаточно, чтобы стать горячим юпитером: возможно, потому, что диск рассеялся довольно быстро.

Астрономы надеются, что будущий мощный телескоп «Джеймс Уэбб» позволит более подробно изучить атмосферу GJ 3470 b.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Nature Astronomy.