Синтезированы инопланетные кристаллы из органики с Титана

Исследователям удалось воссоздать в лабораторных условиях среду, царящую на далекой луне Сатурна, и получить удивительные органические кристаллы, которых нет на Земле.
Синтезированы инопланетные кристаллы из органики с Титана

Ранее группа исследователей из Лаборатории реактивного движения NASA уже изучала состав этих необычных «молекулярных минералов». Теперь же они обнаружили третий, состоящий из ацетилена и бутана, и считают, что из всей троицы он может быть самым распространенным. «Мы уже демонстрировали, что некоторые органические молекулы легко образуют совместные кристаллы (т.н. сокристаллы) в условиях, аналогичных атмосфере Титана, включая ацетилен», пишут ученые в статье, опубликованной на этой неделе.

На Земле ацетилен и бутан используются в форме газов – первый для сварки, а второй для зажигалок. Считается, что оба соединения очень распространены на Титане и формируют его туманную атмосферу. Но, в отличие от Земли, температура на поверхности луны Сатурна более-менее равномерна и составляет около -180 градусов Цельсия. Этого достаточно, чтобы вместе два этих вещества могли образовывать твердые кристаллы. Более того, в лаборатории выяснилось, что ацетилен с бутаном не только отвердевают, но даже объединяются, образуя сокристалл, который не встретишь на Земле!

Чтобы воссоздать атмосферу далекой луны, исследователи использовали жидкий азот и охладили специально спроектированную камеру до нужной температуры, а затем наполнили ее газовой смесью, более-менее соответствующий атмосфере Титана – в нее вошли не только ацетилен и бутан, но также метан, этан и другие газы. Затем они использовали технику, называемую спектроскопией комбинационного рассеяния, чтобы исследовать структуру полученных кристаллов.

Интереснее всего то, что на Титане кристаллы буквально окружают метановые озера. Выпадая с неба, газы растворяются в метане и образуют кристаллические включения по берегам – так на стенках ванной формируется грязный налет, если спустить воду после банных процедур. Теперь мы знаем, что если человеку когда-нибудь удастся посетить Титан, его ждут целые кристаллические кольцевые «луга» оранжевого и желтого цвета. Кстати, нечто подобное и сфотографировал Cassini во время своего облета вокруг луны Сатурна.