Удивительные существа, обитающие в воде, но при этом питающиеся древесиной, вышли на новый уровень. Ученые обнаружили подвид моллюсков, который перешел с древесной диеты на поедание камней!
Корабельные черви научились поедать камни: природу не остановить

Корабельные черви — это удивительные создания, которые пакостят мореплавателям вот уже много сотен лет. Они прогрызают дыры в каркасе и подрывают пирсы, поскольку основным рационом для этих необычных морских созданий служит… дерево. Однако теперь исследователи обнаружили разновидность такого червя, который отказался от древесной диеты и перешел на куда более суровую пищу — камни и скалы.

Корабельные черви представляют собой толстых белых червеобразных существ, которые и червями-то не являются — на самом деле это моллюски. Они вырастают до одного метра в длину и обитают преимущественно в пресной воде. Новый вид (Lithoredo abatanica) исследователи впервые обнаружили еще в 2006 году. Его представители обитали в норах размером с большой палец на известковых берегах реки Абатан, Филиппины. Но детально изучить организм ученые смогли только в 2018 году.

Камнеед значительно отличается от своих собратьев. У всех корабельных червей створки раковины превратились в буровые «головки», а сотки мелких, но чрезвычайно острых зубов позволяют им проделывать отверстия в мягкой, подмокшей древесине. Но у L. abatanica раковина выстлана десятками куда более толстых зубьев миллиметровой толщины, которыми они счищают каменную крошку.

Запас проглоченной древесины корабельные черви хранят в специальном пищеварительном мешке, где бактерии-симбионты постепенно разлагают ее в питательную жидкость. Однако у камнеедов нет ни мешка, ни бактерий — вероятно, камни не дают ему всех необходимых питательных веществ. Вместо этого поддерживать жизнь животному помогают другие бактерии, обитающие в жабрах — они улавливают и разлагают частички органики, которую червь всасывает сифоном в задней части туловища вместе с водой.