Обнаружены следы падения астероида в Шотландии

Небесное тело упало на Землю в середине протерозойской эры, около 1.2 миллиарда лет назад. Астероид имел размер около километра, при его падении образовался кратер диаметром 15-25 км. Сейчас он находится на морском дне, поэтому точное определение его размеров затруднено.
Обнаружены следы падения астероида в Шотландии

Команда геологов из Оксфорда и Шотландии полагает, что им удалось найти следы очень древнего импактного события, произошедшего на нашей планете более миллиарда лет назад. Первые предположения об этом появились у ученых в прошлом десятилетии, когда выяснилось, что осадочные породы среднего протерозоя Шотландии обогащены тяжелыми элементами, вроде платины, которые, к тому же, имеют явно не свойственный Земле изотопный состав. Кроме того, некоторые фрагменты несли на себе явственные следы давнего нагревания.

Ученым после длительных поисков удалось локализовать место падения астероида, проанализировав геологию местности и то, как были «намагничены» следы падения данного объекта. В этом анализе ученые опирались на данные по структуре марсианских кратеров, собранные орбитальными зондами в последние годы.

Эти данные указали на один и тот же район – пролив Минч, разделяющий острова Льюиса и Харриса. Он расположен в двух десятках километров от той точки, где ученые впервые нашли обломки. Судя по его размерам и свойствам местных пород, на этот уголок Шотландии упал астероид средних размеров, чей диаметр составлял около километра.

Предполагаемая локализация кратера

В принципе не исключено, что падение шотландского астероида могло вызвать массовое вымирание тогдашних организмов, примерно как на рубеже мела и палеогена, но ручаться за это нельзя: мы очень мало знаем о жизни в среднем протерозое. Практически единственное абсолютно доказанное знание — это то, что жизнь тогда уже была. Все остальное более-менее дискуссионно. Хотя палеонтологи время от времени делают интересные находки в отложениях того времени, их чаще всего можно трактовать по-разному, как это, например, происходит с вероятными остатками среднепротерозойских грибов.

Что касается самого кратера, то он пока не исследовался напрямую. Мешает то, что он все-таки на морском дне.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной Geological Society of London.