Грибы оказались древнее трилобитов

Грибы, названные Ourasphaira giraldae, жили на территории сегодняшней канадской Арктики (тогда там было теплее) примерно миллиард лет назад. Это вдвое превышает возраст самых древних известных ранее окаменелостей грибов и отодвигает начало эволюции этой группы организмов в середину протерозойской эры, когда многоклеточная жизнь делала свои первые шаги.
Грибы оказались древнее трилобитов

Остатки протерозойских грибниц были выявлены группой исследователей из Бельгии, Канады и Франции в результате микроскопического изучения сланцев формации Грасси-Бэй, имеющих абсолютный возраст 890-1000 млн лет.

Под микроскопом окаменелости напоминают длинные, местами ветвящиеся, нити, заканчивающиеся сферическими образованиями. Внимательное изучение позволило утверждать, что в этих нитях прослеживаются следы отдельных клеток и перегородок между ними.

Химический анализ показал, что в нитях вероятно присутствуют вещества, получающиеся при разложении хитина — вещества, являющегося основным компонентом панцирей современных насекомых и входящего в состав клеточных стенок грибов. Но насекомых и вообще членистоногих миллиард лет назад еще было, не говоря уже о том, что обнаруженные нити на них совершенно не похожи.

Исследовавшие образцы палеонтологи настроены оптимистично, но признают, что какие-либо дополнительные данные об окаменелостях были бы уместны. В первую очередь это относится к следам хитина. Сходные с его продуктами разложения вещества могут образовываться из довольно-таки разной органики и категорически утверждать, что миллиард лет назад это было именно хитином довольно рискованно.

Однако обращает на себя внимание то, что датировка находки более-менее совпадает с результатами генетических исследований, показавшими, что грибы отделились от прочих живых организмов около миллиарда лет назад. Далее они эволюционировали, постепенно став мухоморами, сыроежками и даже хищными вешенками.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в Nature.