Корни вулканов уходят намного глубже, чем мы думали

Исследователям наконец удалось определить неизвестный ранее источник вулканической активности, бушующей глубоко в недрах Земли.
Корни вулканов уходят намного глубже, чем мы думали

До сих пор сейсмологи были уверены в том, что механизм образования вулканов под земной корой в общих чертах известен человеку – но оказалось, что проблема намного глубже. На Бермудских островах, которые представляют собой вершины потухшего подводного вулкана, геологи нашли первые прямые доказательства своей теории. Их идея заключается в том, что вещество из «переходной» зоны (между 400 и 650 километрами ниже поверхности Земли) может время от времени провоцировать вулканическую активность.

Для сравнения, вулканы Гавайских островов берут свое начало на глубине от 200 до 400 км, однако на Бермудах точно такие же вулканы уходят своими корнями намного глубже – в области, богатые расплавленной породой, водой и даже кристаллами. Свидетельством этого стал образец керна, пробуренного на Бермудских островах в 1972 году. Его глубина превышает 700 метров, и даже сегодня именно по нему исследователи изучают подземную географию региона. По мере того, как осаждаются породы, в скальной толще формируются разные слои. Изучая их, ученые могут восстановить события, произошедшие в глубокой древности.

Необычная находка заставила исследователей пересмотреть свое видение подземной вулканической активности. 30 миллионов лет назад из глубин переходной зоны поднялась волна расплавленной породы, которая сначала создала вулкан в толще воды, а затем поднялась еще выше – так и образовались Бермудские острова. На это указывают образцы минералов и особая текстура образцов, добытых из недр керна. В частности, кристаллические включения состоят из куда большего количества воды, чем те, что сформировались в зоне субдукции (то есть там, где один край тектонической плиты скользит под другим. Кроме того, на более «глубинную» природу островов указывает совокупность обнаруженных в образце минералов, от полевых шпатов и флогопита до апатита и перовскита. К слову, всем этим минералам для образования также необходимо большое количество воды, так что гипотеза ученых обрели дополнительное подтверждение.

Геологи обращают отдельное внимание на то, что это открытие лишний раз свидетельствует в пользу одного важного факта. Переходная зона Земли – это «химический резервуар» планеты, важность которого для глобальной вулканической и просто геологической активности человечество еще только начинает осознавать.